Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2002), «Об экологической экспертизе» (1995), в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности» (1994).
В национальной процедуре ОВОС прослеживается несколько стадий (табл. 1):
1. Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.
2. Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».
3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».
В процедуре ОВОС участвуют: 1) инвестор-заказчик; 2) исполнитель работ по оценке воздействия; 3) общественность.
Действия каждого из участников строго регламентированы.
Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечает за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляет документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.
Для подготовки Материалов по оценке воздействия Заказчик собирает и передает генеральному проектировщику следующие документы:
1. Постановление главы администрации района о предоставлении земельного участка и акт выбора площадки строительства.
2. Протокол общественных слушаний.
3. Договор на выполнение работ с приложениями:
• Смета на проектирование.
• Перечень исходных данных.
Перечень исходных данных, выдаваемых Заказчиком, включает:
1) данные о карьерах грунта;
2) наличие механизмов и средств транспорта на предприятии;
3) данные натурных наблюдений за качеством водного и воздушного бассейна за последние 2-3 года;
4) результаты химических анализов воды;
5) фоновые концентрации загрязняющих веществ в воде и воздухе по данным Росгидромета;
6) данные о растениях и животных, занесенных в Красную книгу;
7) справку охотуправления о наличии животных и птиц в данном районе;
8) справку рыбного хозяйства о рыбопродуктивности водоема;
9) справку о лимитах размещения отходов на полигонах и другие.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляет проведение оценки воздействия на окружающую среду по заданию заказчика. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также планирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.
К начальному этапу оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду относятся: уведомление о намерениях, составление ТЗ на проведение ОВОС.
В результате проведения первого этапа, который относится к прединвестиционной фазе «жизненного цикла» объектов, должен быть решен принципиальный вопрос о возможности или невозможности проведения будущей деятельности.
В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС – общественность региона. Может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду организуется органом местного самоуправления и обеспечивается заказчиком.
В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказчике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественности о форме представления материалов, сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. Распространение информации может осуществляться по радио, на телевидении, через Интернет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окружающую среду. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».
Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
- анализ состояния территории в рамках географического охвата ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения воздействий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
- разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов заказчик проводит с учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается в ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.
Таблица 1
Этапы инвестиционного проекта (Оценка…, 2008)
В соответствии с международными нормами | В соответствии с нормами РФ | |
Прединвестиционная стадия | Прединвестиционная стадия | |
Feasibility study | Анализ экономической целесообразности | Акт выбора земельного участка. Согласование с органами местного самоуправления. «Инвестиционный замысел» |
«Техническое задание» | ||
«Декларация о намерениях» Ходатайство | ||
Инвестиционная стадия: | Инвестиционная стадия: | |
Preliminary engineering | Предварительное проектирование | «Обоснование инвестиций». Предпроектные проработки |
Basic engineering | Базовое проектирование | «Рабочий проект» |
Detailed Engineering | Детальное проектирование | «Рабочая документация» |
Feasibility report | Технико-экономический доклад | «Бизнес-план». Экономическое обоснование |
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
· информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий их значимости и возможности минимизации;
· выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
· решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
3. Объекты государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду разрабатываются только для объектов хозяйственной и иной деятельности, указанных в статьях 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Объекты государственной экологической экспертизы подразделяются на два уровня: федеральный и региональный.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) проекты соглашений о разделе продукции; 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду; 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7) все виды хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и в исключительной экономической зоне. 7-1) проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, если это допускается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;7-2 ) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности; 8) объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4-1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7-1; 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случаях, указанных выше в пункте 8.