Способы речевого воздействия на личность

Задача речевого воздействия - при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необхо­димом говорящему направлении.

Существуют следующие основные способы речевого воздей­ствия.

1. Доказывание.

Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие пра­вильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы при­водятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логи­ки. Доказывание - это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека.

Доказывание хорошо действует на человека с логическим мыш­лением, но оно характерно не для всех (далеко не все мыслят строго логически - есть данные, что таких людей всего 2 %) и не всегда (во многих коммуникативных ситуациях эмоции общаю­щихся полностью подавляют их логику).

2. Убеждение.

Убеждать - это вселять в собеседника уверенность, что исти­на доказана, тезис установлен. В убеждении используются и логика, и обязательно эмоция, эмоциональное давление. Убеж­даем мы примерно так: Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так... Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.

3. Уговаривание.

Уговаривать - это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зре­ния уговаривающего. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы. Оно основано на длительности настаивания на просьбе, многократ­ном повторе просьбы или предложения: Ну, пожалуйста... ну сде­лай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благода­рен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь ког­да-нибудь... ну, что тебе стоит... ну, пожалуйста... ну, очень прошу...

Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбужде­ния, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обыч­но не помогает.

4. Клянченье.

Клянчить - это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: Ну, ку­пи... ну, купи... ну, купи... ну, пожалуйста... ну, купи...

5. Внушение.

Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления.

Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональ­ном давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, во­левые, авторитетные личности, харизматические типы (напри­мер, Сталин) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению ко взрослым, часто внушаемы де­вушки, молодые женщины по отношению к грубым и решитель­ным мужчинам.

6. Просьба.

Просить - это побуждать собеседника сделать что-либо в ин­тересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограни­чивающие применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы, ее объемом, нравственным статусом просьбы и т.д. Кроме того, на просьбу существует много возможностей отказа.

7. Приказ.

Приказать - это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: