Коммуникативная позиция каждого из участников общения (коммуниканта) - понятие, характеризующее его относительно коммуникативных позиций остальных участников общения, что является важным для речевого воздействия.
Коммуникативная позиция определяется степенью авторитетности отдельного участника общения для собеседников, влиятельности его речи в конкретной ситуации общения, а также эффективностью его потенциального речевого воздействия на собеседника.
Коммуникативная позиция каждого отдельного человека может быть сильной или слабой изначально: коммуникативная позиция начальника по отношению к подчиненному, родителей к детям, учителя - к ученикам и т.д. всегда сильнее изначально, в силу их социального статуса; позиция подчиненного, ребенка, учащегося изначально всегда слабее.
Однако свою коммуникативную позицию любой человек может изменить. Путем применения определенных правил и приемов речевого воздействия ее можно усилить, защитить, а также ослабить коммуникативную позицию собеседника (применяя в отношении него приемы речевого воздействия и осуществляя по отношению к нему различные действия).
Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника, а также в умении ослабить коммуникативную позицию своего собеседника.
Усиливая свою коммуникативную позицию, используя для этого различные вербальные и невербальные средства, приемы речевого воздействия, мы повышаем эффективность речевого воздействия на собеседника - нас лучше слушают, нам больше доверяют, с нами охотнее соглашаются, наши просьбы выполняют и т.д.
Усиливают позицию следующие приемы:
- повтор обращения (закон имени): - Ну, Анна Петровна, ну, Анна Петровна, ну, пожалуйста, ну, Анна Петровна…;
- повышенная эмоциональность речи;
- приближение к собеседнику (правило «чем ближе, тем эффективнее»);
- физический контакт с собеседником (ненавязчиво дотронуться до того, кого мы убеждаем);
- открытые жесты, обращенные к слушателю;
- укрупнее собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);
- повышение громкости голоса, придающее речи авторитетность и уверенность;
- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;
- привлекательность нашего внешнего вида и т.д.
Защищая свою коммуникативную позицию, мы не позволяем собеседнику оказывать на нас давление, помогаем себе устоять против его аргументации, нажима, можем защититься от навязчивого или просто неприятного собеседника.
Защитить свою позицию можно:
- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;
- разместившись за препятствием (столом, букетом цветов и т.д.);
- отклоняясь назад при разговоре;
- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику).