Коммуникативная позиция участников общения

Коммуникативная позиция каждого из участников общения (ком­муниканта) - понятие, характеризующее его относительно ком­муникативных позиций остальных участников общения, что является важным для речевого воздействия.

Коммуникативная позиция определяется степенью авторитет­ности отдельного участника общения для собеседников, влиятельности его речи в конкретной ситуации общения, а также эффек­тивностью его потенциального речевого воздействия на собесед­ника.

Коммуникативная позиция каждого отдельного человека может быть сильной или слабой изначально: коммуникативная позиция начальника по отношению к подчиненному, родителей к детям, учителя - к ученикам и т.д. всегда сильнее изначально, в силу их социального статуса; позиция подчиненного, ребенка, учащегося изначально всегда слабее.

Однако свою коммуникативную позицию любой человек может изменить. Путем применения определенных правил и при­емов речевого воздействия ее можно усилить, защитить, а также ослабить коммуникативную позицию собеседника (применяя в отношении него приемы речевого воздействия и осуществляя по отношению к нему различные действия).

Искусство речевого воздействия заключается в умении говоря­щего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника, а также в умении ослабить коммуникатив­ную позицию своего собеседника.

Усиливая свою коммуникативную позицию, используя для этого различные вербальные и невербальные средства, приемы речевого воздействия, мы повышаем эффективность речевого воздей­ствия на собеседника - нас лучше слушают, нам больше доверя­ют, с нами охотнее соглашаются, наши просьбы выполняют и т.д.

Усиливают позицию следующие приемы:

- повтор обращения (закон имени): - Ну, Анна Петровна, ну, Анна Петровна, ну, пожалуйста, ну, Анна Петровна…;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику (правило «чем ближе, тем эф­фективнее»);

- физический контакт с собеседником (ненавязчиво дотронуться до того, кого мы убеждаем);

- открытые жесты, обращенные к слушателю;

- укрупнее собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

- повышение громкости голоса, придающее речи авторитетность и уверенность;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида и т.д.


Защищая свою коммуникативную позицию, мы не позволяем собеседнику оказывать на нас давление, помогаем себе устоять против его аргументации, нажима, можем защититься от навяз­чивого или просто неприятного собеседника.

Защитить свою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом, букетом цветов и т.д.);

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на гру­ди, поворачиваясь боком к собеседнику).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: