Интеракция (в общении) (интерактивная функция общения) – одна из сторон общения; условный термин, обозначающий характеристику компонентов, связанных с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности (по Г.М. Андреевой).
Коммуникация – как сторона общения включает в себя передачу и обмен информацией с учетом характера человеческих взаимоотношений, установок, целей.
Перцепция (перцептивная функция общения) – взаимопонимание, имеющее две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, установок партнера по взаимопониманию, что позволяет не только согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения близости, привязанности людей (по Г.М. Андреевой, А.А. Бодалеву, Н.П. Ерастову, И.С. Кону, В.И. Слободчикову и др.).
Взаимодействие – согласованная ценностная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи; один из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека.
|
|
Полилог - эторазговор нескольких участников общения.
Монолог -адресованная речь одного участника общения.
Ирония - сомнение в общепринятых истинах.
Майевтика - стремление помочь своим слушателям обрести новое познание.
Индукция - перебор и рассмотрение мнений, позволяющих выявить некоторые из них, ведущие к знанию.
Дефиниция - понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.
Диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова).
Общение – это процесс выработки новой информации для общающихся людей и рождающей их общность.
Диалог (культур) – это взаимопроникновение и взаимообогащение культур.
Толерантность – социально – психологическое качество личности, означающее терпимость, снисходительность к другому, даже если он не оправдывает чьи-то ожидания; характеристика социально зрелой личности.
Фатический диалог – это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора.
Собственно информативный или информационный диалог – это обмен информацией самого различного свойства, часто имеет место в журналистике (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).
|
|
Дискутивный или дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.п.
Дискуссия - это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса (Л.Г. Павлова).
Исповедальный диалог – это самое доверительное общение – происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания.
Внутренний диалог - общение с самим собой.
Критический диалог, при котором ценностная и познавательная система (человек, группа, общество) не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта (В.А. Лекторский).
Успешностьдиалога - осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседником согласия.