Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей. Приведем пример одной ситуации:
«Молодая учительница перед выступлением предупредила:
- Вы знаете, школа у нас особая: дети летного состава, а зарплата у родителей, сами понимаете... поэтому нам бы хотелось, чтобы вы подчеркнули, что в жизни не вещи, пусть даже красивые, главное...
А в чем главное? - подумал я про себя скорее машинально, привыкнув проводить мысль до логического конца.
- Иной раз ученица придет в таком наряде, - продолжала педагог, - что на две учительские зарплаты потянет...
Хорошенькое дело! - я начинал уже злиться; за минуту до лекции говорят об аудитории такое, что в пору поворачивать обратно. По меньшей мере, над материалом, а главное - над аргументацией, подумать не мешало бы. Впрочем, а сам-то где был? Почему не поинтересовался публикой раньше? Знал ведь, что все надо предвидеть, да ничего не сделал загодя. Но отвечать на все эти вопросы времени уже не было».
Действительно, вопросы резонные. И возникать перед оратором они должны не накануне выступления, а в самом начале работы над речью.
|
|
Составление характеристики предполагаемой аудитории - непременный этап разработки речи. Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говорящему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях. Например, если оратору необходимо поделиться новой информацией, то со специалистами в данной научной области он сделает это в форме научного доклада, а с неспециалистами - в форме научно-популярной лекции. Речь-поздравление на торжестве по случаю юбилея возможна, если юбиляр присутствует. 200-летняя годовщина предполагает произнесение похвального слова или торжественного слова, причем первое рассчитано на единомышленников, положительно относящихся к герою праздника, второе возможно и в менее настроенной аудитории. Особенности аудитории продиктуют оратору и направление в раскрытии содержания, и композицию, и языковые средства выражения.
«Обезличенность ораторского слова, - пишет Г.3. Апресян, - всегда обрекает его на неуспех. Такая речь обращена в «никуда». Вот почему точный учет состава слушателей и в особенности того, с какими настроениями и желаниями они сегодня собрались, - одно из непременных условий успеха ораторского мастерства, нужного воздействия на формирование необходимых индивидуальных и коллективных мыслей и чувств». Как же добиться
того, чтобы слушатели стали единомышленниками оратора? Как суметь точно предвидеть реакцию каждой аудитории на ту или иную тему?
Для этого прежде всего необходим точный и полный анализ будущей аудитории, помогающий выработать правильную стратегию речи. Вопрос «КОМУ?» - один из важнейших для риторики. Ему должно быть уделено самое пристальное внимание.
|
|
Все параметры аудитории можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории. К ним относятся следующие:
1. Демографическая характеристика, которая,в свою очередь, включает:
- естественные черты: пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры;
- социальное положение (рабочие, крестьяне, интеллигенция, «новые русские»и т. п.);
- должность (чиновники, учителя, руководящие работники и т. п.), поскольку социальная и экономическая характеристики всегда оказывают существенное влияние на взгляды, вкусы и убеждения людей;
- выявление ситуативных групп, связанных с состоянием общества, государства (например, беженцы).
В отдельных случаях по желанию оратора здесь могут выделяться и другие характеристики, важные для правильного понимания речи, например, родители, шефы и т.п.
Не все эти характеристики всегда одинаково важны. Если на совете обсуждается новый устав института, то пол и национальность собравшихся не очень повлияют на речь оратора, но важно будет учесть социальный статус слушателей (преподаватели - студенты - технические работники). Однако если в студенческой группе оратор захочет разъяснить социальную политику правительства, то пол и возраст собравшихся окажутся для него наиболее важными параметрами. Об уровне образования и культуры необходимо подумать в речи на любую тему.
2. Интеллектуальная характеристика. Сюда относятся параметры, описывающие знания и убеждения аудитории. В зависимости от темы речи и ситуации здесь могут быть актуальны три аспекта:
- если выступление посвящено серьезному вопросу, можно определить уровень профессиональной подготовки слушателей, вообще уровень знаний по предмету речи (специалисты - неспециалисты);
- если выступление политического характера, определяем преимущественную политическую ориентацию слушателей (например, коммунисты) или особенности их мировоззрения (например, верующие);
- в некоторых случаях можно учесть специфику увлечений аудитории (например, отмечаем, что перед нами футбольные болельщики, филателисты, владельцы собак и т.п.).
3. Количественная характеристика - одна из самых важных, пожалуй, характеристик: какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы выступающему. По количеству участников общения различают:
- межличностное,
- групповое,
- публичное,
- массовое общение.
Межличностное общение имеет место в тех случаях, когда индивидуальные черты слушателя могут быть так или иначе просчитаны и учтены в речи. Здесь возможны две ситуации:
- говорящему известны не только общие демографические, культурные и прочие характеристики слушателя, но и его вкусы, привычки, настроения, и эти сведения можно использовать в речи (например: «Знаю, что вы любите попугаев, и поэтому агитирую вас покупать корм «Трил», «Знаю о вашей скупости и поэтому употребляю в речи аргумент к бережливости» и т.п.);
- говорящий обращается к носителю определенной роли и лично с ним не знаком (типичный случай такого общения - беседы с чиновниками разных уровней): в этом случае индивидуальные черты заранее не известны, однако кое-что о личности собеседника можно вывести из его роли и внешнего вида, а остальное - скорректировать, ориентируясь на его реакцию. На этот вид общения в основном рассчитаны такие жанры, как письмо, просьба, поручение и т.д.
Групповое общение выделяется в тех случаях, когда оратор ориентируется не на индивидуальные, личностные, а на социальные черты слушателей (студенты, коллеги, члены определенной партии), объединенных работой, увлечениями, ситуацией и т.д. Число слушателей может колебаться в очень широких пределах, но все-таки это должна быть ограниченная количественно и однородная аудитория. На этот вид общения обычно ориентированы вузовская лекция, напутственное слово, приказ и т.п.
|
|
Как при межличностном, так и при групповом общении говорящий может тут же получить точную обратную связь и представить реакцию адресата. Если непосредственная реакция аудитории недостаточно понятна оратору, он легко может вступить в диалог со слушателями и получить необходимую информацию о степени эффективности общения.
Публичное общение рассчитано на весьма многочисленную и неоднородную аудиторию, но все же объединенную чем-либо (местом собрания, социальной принадлежностью и т.д.). Этот вид общения не должен ориентироваться на «широкие народные массы», а предполагает точного (хотя и обобщенного) адресата - большие социальные группы: обращение - к учителям города, воззвание - к солдатским матерям, юбилейная речь - к участникам юбилейных торжеств и т.д. Социологи разделяют такие группы на два вида:
1) стихийно возникшие, случайные, например, участники юбилейного собрания, участники митинга;
2) занимающие определенное место в системе общественных отношений, долговременные. Сюда относятся профессиональные, возрастные, этнические и т.п. группы, например - учителя, студенты, народ и т. п.
В первом случае мы имеем дело с временным, случайным совпадением интересов, во втором случае - с устойчивой общностью взглядов и интересов. Во втором случае определить то общее, что объединяет людей, гораздо проще, поскольку здесь гораздо меньше посторонних, непредсказуемых влияний.
Массовое общение предполагает обращение к аудитории через средства массовой информации, а не непосредственно. Хотя и телевизионное выступление должно быть ориентировано не на «широкие народные массы», а иметь в виду определенную аудиторию. Особая сложность этого вида общения состоит в том, что, кроме прогнозируемого типа слушателей, выступление будет услышано и другими, и, следовательно, необходимо подумать о том, какое впечатление выступление произведет и на них. Например, передачи молодежной редакции ориентированы на подростковую аудиторию, но вместе с тем и на родителей; выступление в думе - для депутатов, но и для телезрителей; лекция о культуре - для интересующихся вопросами культуры, для остальных задача - заинтересовать и т.д.
|
|
Вторая сложность_состоит в том, что в этом случае отсутствует эффект заражения, присущий публичной аудитории, когда настроение активной части слушателей передается остальным, и они дружно хохочут, плачут или негодуют от того, что оставило бы их равнодушными в другой ситуации.
Наконец, третья сложность состоит в том, что через средства массовой информации происходит так называемое дистрибутивное общение. Для оратора, выступающего по телевидению, аудитория представляется как массовая, но каждый телезритель слушает его, сидя у себя дома в кресле и, следовательно, воспринимает общение почти как межличностное. Нечего и говорить, что этот вид общения самый трудный для выступающего.
Как при публичном, так и при массовом общении оратор не имеет непосредственной обратной связи. Правда, при публичном общении возможна упрощенная форма обратной связи в том случае, когда затронута основная объединяющая аудиторию идея. Это своего рода защитная реакция аудитории на чуждые идеи. Массовая аудитория лишена даже такого вида обратной связи, что порождает возможность манипулирования этой аудиторией, навязывание ей в спекулятивной форме идей, выгодных руководству средств массовой информации.
Примечание:
Наука о речевом воздействии (под которым понимается воздействие на человека при помощи речи с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.)включает изучение как средств собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции. Современный человек должен обладать всеми коммуникативными навыками, поскольку в различных коммуникативных ситуациях, при общении с различными типами собеседников появляется необходимость как в речевом воздействии, так и в манипуляции (ср., например: случаи манипулятивного воздействия на расшалившихся или расплакавшихся детей, эмоционально возбужденных людей, пьяных и др.). Манипуляция как тип речевого воздействия не может рассматриваться в качестве «ругательного слова» или морально осуждаемого способа речевого воздействия. Это вполне законное средство речевого воздействия.
Манипулирование – это воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить поведение и т.п.) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению). Например, человек не хотел пить, а его заставили, используя внушение, давление, стыдя, что он отрывается от коллектива и т.д. Или ребенок не хотел принимать лекарство или ходить в музыкальную школу, а его уговорили, принудили. Все это примеры манипулятивного воздействия. Фактически все воспитание детей во многом есть манипуляция ими.
Важно помнить, что демографическая и интеллектуальная характеристики имеют особенно большое значение, когда аудитория однородна по этому признаку: если только молодежь, только мужчины, только специалисты.
Характеристики, которые мы признали важными, обязательно должны быть учтены в речи. Так, выступая перед профессионалами, людьми заинтересованными, оратор начинает сразу с существа дела, глубоко раскрывает проблему, мало употребляет средств выразительности. Чем менее квалифицированная и хуже подготовленная аудитория, тем больше в речи конкретных примеров, сравнений, зацепляющих внимание «крючков»; в женской аудитории речь должна быть, как правило, более эмоциональной, чем перед мужчинами; выступление в группе может иметь сложную структуру, однако чем больше слушателей, тем проще композиция речи, тем резче границы между частями и т. д. Отступление от этого принципа приводит к естественной неудаче.
Субъективные характеристики аудитории. Эта часть портрета слушателей зависит от того, кто именно выступает перед ними, и может меняться, если меняется оратор.
1. Социальный портрет аудитории определяется следующим:
Во-первых, степенью известности аудитории оратору. Чем в большей мере оратор способен прогнозировать реакцию аудитории, тем более действенной окажется его аргументация. Так, даже учебная лекция для знакомых лектору студентов может содержать элементы, учитывающие именно их психологические особенности, в то время как лекция для незнакомой аудитории окажется стандартной, усредненной. Чем меньше знакома оратору аудитория, тем большее значение приобретают статусные роли участников общения.
Во-вторых, это равенство - неравенство участников общения. Здесь возможны такие варианты:
- отношения равенства (слушатели являются коллегами, одноклассниками и т.п. оратора);
- отношения неравенства: в этом случае либо оратор обладает более высоким статусом (начальник по отношению к подчиненным, учитель по отношению к ученикам и т.д.), либо аудитория состоит из людей с более высоким по сравнению с оратором статусом (ученик выступает на педсовете, рядовой сотрудник на совете директоров и т. д.).
Характеристику равенства - неравенства важно оценить как можно более объективно, поскольку нарушения статусных отношений (социальной дистанции) могут привести к негативной оценке всей речи. Например, если директор совершенно на равных беседует с рабочими - о нем говорят: заигрывает; если ученик на равных беседует с учителями - грубит и т. д. Поэтому никакие инсинуации в адрес оратора, уверенного в своем более высоком статусе по отношению к аудитории (если его претензии соответствуют реальности), недопустимы.
2. С точки зрения отношения к мыслям оратора, в аудитории могут быть выделены следующие группы.
1) Конструктивная. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, что предлагает оратор. Этих людей не надо «агитировать», заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, чтобы слушатели являлись постоянными партнерами оратора. Например, представители двух парламентских фракций, обычно враждующих, могут оказаться единомышленниками при решении какого-то конкретного вопроса.
2) Конфликтная. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему необходимо выяснить причину такой конфликтности: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит (ср.: «Я люблю вас, Иван Петрович, но я категорически не согласен с вашей оценкой революции» - «Я терпеть не могу Ивана Петровича и буду не согласен с ним, какую бы оценку революции он ни предложил»). В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае лучше отказаться от речи или попытаться сначала изменить отношение аудитории к выступающему. Для этого необходимо задуматься над причиной негативного отношения: если причина в личном отношении (не люблю, потому что он злой, жестокий, брюзга и т.п.), то изменить отношение вряд ли удастся, однако если причина формальная (он коммунист, а я плохо отношусь к коммунистическим идеям; он богат, а я презираю нуворишей; он представитель власти, которая ограбила народ и т.д.), то можно попытаться показать, что и среди не одобряемой аудиторией социальной, политической и т.п. среды есть приличные люди, которых стоит слушать.
3) Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. Если аудитория соглашательская, то здесь тоже сначала нужно оценить причины такого состояния слушателей. Возможно, это люди без определенных убеждений, флюгеры, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное мнение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данному вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных знаний в этой области. Не нужно относиться к ним с пренебрежением. Все люди бывают соглашателями в тех случаях, когда не могут в силу слабой компетентности выработать собственного мнения: например, когда слушают
экономистов, спорящих об особенностях той или иной программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждающих преимущества или недостатки очередного закона. Ни один человек не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, обсуждаемых в обществе, но, если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не последует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, позиция какого специалиста в наибольшей степени отвечает его ценностям и ориентирам.
4) Инфантильные. Это слушатели, равнодушные к теме выступления не желающие вникать в суть проблемы. Если аудитория большей частью инфантильна, то, возможно, есть смысл подумать, в какой сфере лежат ее интересы и потребности, и попытаться связать их с темой своего выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от оратора.
Степень конфликтности и заинтересованности аудитории должна быть обязательно определена в речи на любую тему и в любой ситуации, но особенно это важно в речах убеждающих, ведь от этой характеристики зависит степень интенсивности воздействия на аудиторию. Грубую ошибку допускает оратор, стремящийся в любой аудитории независимо от ее настроений применить самые сильные средства воздействия: это может привести к отторжению со стороны слушателей. Нельзя для гарантии палить из пушки по воробьям, калибр оружия должен быть соразмерен поставленной задаче. Идеал ораторской деятельности - применить минимальные, но точно ориентированные на конкретных слушателей средства воздействия.
3. Кроме прямой аудитории, к которой обращается оратор, можно говорить о косвенной аудитории. В нашей жизни наиболее типичной косвенной аудиторией являются телезрители: выступает ли депутат перед парламентом, говорит ли гость передачи для зрителей в студии - они обязательно учитывают тот факт, что их видят и слышат миллионы телезрителей, и обращаются прежде всего к ним. Однако и за пределами телевидения возможно присутствие косвенной аудитории. Например, такова ситуация судебного заседания: и адвокат, и прокурор обращаются к суду как к прямой аудитории, публика же в зале является для них аудиторией косвенной. Другим типичным случаем подобной ситуации является обращение человека к оппоненту через прессу с открытым письмом. В таком письме должны быть средства адресации и взаимодействия с прямым адресатом, но более важной оказывается косвенная аудитория читателей, ради воздействия на которую и избирается именно эта форма. Или ситуация парламента (даже при отсутствии телевидения в зале), где оратор обращается прежде всего к депутатам, однако имеет задачей воздействие и на президента и правительство (или другие органы власти). Параметры косвенной аудитории тоже должны быть просчитаны и учтены оратором, причем в зависимости от того, в какой мере косвенная аудитория важна для оратора, речь может быть обращена к ней даже в большей степени, чем к аудитории прямой.
4. Аудитория может обладать следующими характеристиками. Она может быть:
- потенциальной. Это та аудитория, на которую рассчитано выступление. Например, заранее работаем над лекцией о возрастных особенностях детей 10-12 лет. Потенциальная аудитория - родители таких детей на родительском собрании.
- реальной. Нас приглашают выступить на собрании родителей 6 «А» класса школы. Теперь мы имеем дело не с абстрактными родителями вообще, а с реальной аудиторией, и можемточно узнать, что за люди придут на лекцию и какие у них проблемы с детьми.
- конкретной. Мы приходим на собрание, и оказывается, что придется выступать перед родителями не только 6 «А», но и 6 «Б», потому что их лектор внезапно заболел. Этот не предусмотренный планом состав будет уже конкретной аудиторией лекции. Конечно, вполне возможно, что ничего непредвиденного не произойдет и реально запланированная аудитория совпадет с конкретной, но выступающий всегда должен быть готов к тому, что придет больше или меньше людей, чем ожидалось, или слушателями окажутся не те люди, на которых он рассчитывал.
Рекомендации:
Что необходимо делать, если мы поняли, что перед нами совсем «не та» аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания и повести речь уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.