Портрет аудитории

Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей. Приведем пример одной ситуации:

«Молодая учительница перед выступлением предупреди­ла:

- Вы знаете, школа у нас особая: дети летного состава, а зарплата у родителей, сами понимаете... поэтому нам бы хотелось, чтобы вы подчеркнули, что в жизни не вещи, пусть даже красивые, главное...

А в чем главное? - подумал я про себя скорее машинально, привыкнув проводить мысль до логического конца.

- Иной раз ученица придет в таком наряде, - продолжа­ла педагог, - что на две учительские зарплаты потянет...

Хорошенькое дело! - я начинал уже злиться; за минуту до лекции говорят об аудитории такое, что в пору повора­чивать обратно. По меньшей мере, над материалом, а глав­ное - над аргументацией, подумать не мешало бы. Впро­чем, а сам-то где был? Почему не поинтересовался публикой раньше? Знал ведь, что все надо предвидеть, да ничего не сделал загодя. Но отвечать на все эти вопросы времени уже не было».

Действительно, вопросы резонные. И возникать перед оратором они должны не накануне выступления, а в самом начале работы над речью.

Составление характеристики предполагаемой аудито­рии - непременный этап разработки речи. Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говоря­щему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях. Например, если оратору необходимо поделиться новой информацией, то со специалистами в данной научной области он сделает это в форме научного доклада, а с неспе­циалистами - в форме научно-популярной лекции. Речь-по­здравление на торжестве по случаю юбилея возможна, если юбиляр присутствует. 200-летняя годовщина предполагает произнесение похвального слова или торжественного сло­ва, причем первое рассчитано на единомышленников, по­ложительно относящихся к герою праздника, второе воз­можно и в менее настроенной аудитории. Особенности аудитории продиктуют оратору и направление в раскры­тии содержания, и композицию, и языковые средства вы­ражения.

«Обезличенность ораторского слова, - пишет Г.3. Ап­ресян, - всегда обрекает его на неуспех. Такая речь обра­щена в «никуда». Вот почему точный учет состава слушате­лей и в особенности того, с какими настроениями и жела­ниями они сегодня собрались, - одно из непременных условий успеха ораторского мастерства, нужного воздей­ствия на формирование необходимых индивидуальных и коллективных мыслей и чувств». Как же добиться
того, чтобы слушатели стали единомышленниками орато­ра? Как суметь точно предвидеть реакцию каждой аудито­рии на ту или иную тему?

Для этого прежде всего необходим точный и полный анализ будущей аудитории, помогающий выработать пра­вильную стратегию речи. Вопрос «КОМУ?» - один из важнейших для риторики. Ему должно быть уделено самое пристальное внимание.

Все параметры аудитории можно разделить на объек­тивные и субъективные.

Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории. К ним относятся следующие:

1. Демографическая характеристика, которая,в свою очередь, включает:

- естественные черты: пол, возраст, националь­ность, общий уровень образования и культуры;

- социа­льное положение (рабочие, крестьяне, интеллигенция, «но­вые русские»и т. п.);

- должность (чиновники, учителя, руко­водящие работники и т. п.), поскольку социальная и эконо­мическая характеристики всегда оказывают существенное влияние на взгляды, вкусы и убеждения людей;

- выявление ситуативных групп, связанных с со­стоянием общества, государства (например, беженцы).

В отдельных случаях по желанию оратора здесь могут вы­деляться и другие характеристики, важные для правильно­го понимания речи, например, родители, шефы и т.п.

Не все эти характеристики всегда одинаково важны. Если на совете обсуждается новый устав института, то пол и национальность собравшихся не очень повлияют на речь оратора, но важно будет учесть социальный статус слуша­телей (преподаватели - студенты - технические работни­ки). Однако если в студенческой группе оратор захочет разъяснить социальную политику правительства, то пол и возраст собравшихся окажутся для него наиболее важны­ми параметрами. Об уровне образования и культуры необ­ходимо подумать в речи на любую тему.

2. Интеллектуальная характеристика. Сюда относятся параметры, описывающие знания и убеждения аудитории. В зависимости от темы речи и ситуации здесь могут быть актуальны три аспекта:

- если выступление посвящено серьезному вопросу, можно определить уровень профессиональной подготовки слушателей, вообще уровень зна­ний по предмету речи (специалисты - неспециалисты);

- если выступление политического характера, определяем преимущественную политическую ориентацию слуша­телей (например, коммунисты) или особенности их миро­воззрения (например, верующие);

- в некоторых случаях можно учесть специфику увлечений аудитории (напри­мер, отмечаем, что перед нами футбольные болельщики, филателисты, владельцы собак и т.п.).

3. Количественная характеристика - одна из самых важных, пожалуй, характеристик: какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы вы­ступающему. По количеству участников общения различа­ют:

- межличностное,

- групповое,

- публичное,

- мас­совое общение.

Межличностное общение имеет место в тех случаях, когда индивидуальные черты слушателя могут быть так или иначе просчитаны и учтены в речи. Здесь возможны две ситуации:

- говорящему известны не только общие демографические, культурные и прочие характеристики слушателя, но и его вкусы, привычки, настроения, и эти сведения можно использовать в речи (например: «Знаю, что вы любите попугаев, и поэтому агитирую вас покупать корм «Трил», «Знаю о вашей скупости и поэтому употреб­ляю в речи аргумент к бережливости» и т.п.);

- говорящий обращается к носителю определенной роли и лично с ним не знаком (типичный случай такого общения - беседы с чиновниками разных уровней): в этом случае индивидуа­льные черты заранее не известны, однако кое-что о лично­сти собеседника можно вывести из его роли и внешнего вида, а остальное - скорректировать, ориентируясь на его реакцию. На этот вид общения в основном рассчитаны та­кие жанры, как письмо, просьба, поручение и т.д.

Групповое общение выделяется в тех случаях, когда ора­тор ориентируется не на индивидуальные, личностные, а на социальные черты слушателей (студенты, коллеги, чле­ны определенной партии), объединенных работой, увле­чениями, ситуацией и т.д. Число слушателей может коле­баться в очень широких пределах, но все-таки это должна быть ограниченная количественно и однородная аудито­рия. На этот вид общения обычно ориентированы вузов­ская лекция, напутственное слово, приказ и т.п.

Как при межличностном, так и при групповом обще­нии говорящий может тут же получить точную обратную связь и представить реакцию адресата. Если непосредст­венная реакция аудитории недостаточно понятна оратору, он легко может вступить в диалог со слушателями и полу­чить необходимую информацию о степени эффективно­сти общения.

Публичное общение рассчитано на весьма многочис­ленную и неоднородную аудиторию, но все же объеди­ненную чем-либо (местом собрания, социальной принадлежностью и т.д.). Этот вид общения не должен ори­ентироваться на «широкие народные массы», а предпола­гает точного (хотя и обобщенного) адресата - большие социальные группы: обращение - к учителям города, воз­звание - к солдатским матерям, юбилейная речь - к участ­никам юбилейных торжеств и т.д. Социологи разделяют такие группы на два вида:

1) стихийно возникшие, слу­чайные, например, участники юбилейного собрания, участники митинга;

2) занимающие определенное место в системе общественных отношений, долговременные. Сюда относятся профессиональные, возрастные, этниче­ские и т.п. группы, например - учителя, студенты, народ и т. п.

В первом случае мы имеем дело с временным, слу­чайным совпадением интересов, во втором случае - с устойчивой общностью взглядов и интересов. Во втором случае определить то общее, что объединяет людей, го­раздо проще, поскольку здесь гораздо меньше посторон­них, непредсказуемых влияний.

Массовое общение предполагает обращение к аудито­рии через средства массовой информации, а не непосред­ственно. Хотя и телевизионное выступление должно быть ориентировано не на «широкие народные массы», а иметь в виду определенную аудиторию. Особая сложность этого вида общения состоит в том, что, кроме прогнозируемого типа слушателей, выступление будет услышано и другими, и, следовательно, необходимо подумать о том, какое впе­чатление выступление произведет и на них. Например, пе­редачи молодежной редакции ориентированы на подрост­ковую аудиторию, но вместе с тем и на родителей; выступ­ление в думе - для депутатов, но и для телезрителей; лекция о культуре - для интересующих­ся вопросами культуры, для остальных задача - заинтере­совать и т.д.

Вторая сложность_состоит в том, что в этом случае отсутствует эффект заражения, присущий публичной аудитории, когда настроение активной части слушате­лей передается остальным, и они дружно хохочут, плачут или негодуют от того, что оставило бы их равнодушными в другой ситуации.

Наконец, третья сложность состоит в том, что через средства массовой информации происходит так называемое дистрибутивное общение. Для оратора, выступающего по телевидению, аудитория представляется как массовая, но каждый телезритель слушает его, сидя у себя дома в кресле и, следовательно, воспринимает общение почти как межличностное. Нечего и говорить, что этот вид общения самый трудный для выступающего.

Как при публичном, так и при массовом общении ора­тор не имеет непосредственной обратной связи. Правда, при публичном общении возможна упрощенная форма обратной связи в том случае, когда затронута основная объединяющая аудиторию идея. Это своего рода защит­ная реакция аудитории на чуждые идеи. Массовая аудито­рия лишена даже такого вида обратной связи, что порож­дает возможность манипулирования этой аудиторией, навязывание ей в спекулятивной форме идей, выгодных ру­ководству средств массовой информации.

Примечание:

Наука о речевом воздействии (под которым понимается воздействие на человека при помо­щи речи с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.)включает изучение как средств собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции. Современный человек должен обладать всеми коммуникативны­ми навыками, поскольку в различных коммуникативных ситуа­циях, при общении с различными типами собеседников появля­ется необходимость как в речевом воздействии, так и в манипуля­ции (ср., например: случаи манипулятивного воздействия на расшалившихся или расплакавшихся детей, эмоционально воз­бужденных людей, пьяных и др.). Манипуляция как тип речевого воздействия не может рассматриваться в качестве «ругательного слова» или морально осуждаемого способа речевого воздействия. Это вполне законное средство речевого воздействия.

Манипулированиеэто воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить поведение и т.п.) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению). Например, человек не хотел пить, а его заставили, используя внушение, давление, стыдя, что он отрывается от коллектива и т.д. Или ребенок не хотел принимать лекарство или ходить в музыкальную школу, а его уговорили, принудили. Все это приме­ры манипулятивного воздействия. Фактически все воспитание де­тей во многом есть манипуляция ими.

Важно помнить, что демографическая и интеллектуа­льная характеристики имеют особенно большое значение, когда аудитория однородна по этому признаку: если толь­ко молодежь, только мужчины, только специалисты.

Характеристики, которые мы признали важными, обя­зательно должны быть учтены в речи. Так, выступая перед профессионалами, людьми заинтересованными, оратор начинает сразу с существа дела, глубоко раскрывает проб­лему, мало употребляет средств выразительности. Чем ме­нее квалифицированная и хуже подготовленная аудито­рия, тем больше в речи конкретных примеров, сравнений, зацепляющих внимание «крючков»; в женской аудитории речь должна быть, как правило, более эмоциональной, чем перед мужчинами; выступление в группе может иметь сложную структуру, однако чем больше слушателей, тем проще композиция речи, тем резче границы между частя­ми и т. д. Отступление от этого принципа приводит к есте­ственной неудаче.

Субъективные характеристики аудитории. Эта часть портрета слушателей зависит от того, кто именно выступает перед ними, и может меня­ться, если меняется оратор.

1. Социальный портрет аудитории определяется следующим:

Во-пер­вых, степенью известности аудитории оратору. Чем в большей мере оратор способен прогнозировать реакцию ауди­тории, тем более действенной окажется его аргументация. Так, даже учебная лекция для знакомых лектору студентов может содержать элементы, учитывающие именно их пси­хологические особенности, в то время как лекция для не­знакомой аудитории окажется стандартной, усредненной. Чем меньше знакома оратору аудитория, тем большее зна­чение приобретают статусные роли участников общения.

Во-вторых, это равенство - неравенство участников общения. Здесь возможны такие варианты:

- отношения равенства (слушатели являются коллегами, одноклассника­ми и т.п. оратора);

- отношения неравенства: в этом слу­чае либо оратор обладает более высоким статусом (началь­ник по отношению к подчиненным, учитель по отноше­нию к ученикам и т.д.), либо аудитория состоит из людей с более высоким по сравнению с оратором статусом (ученик выступает на педсовете, рядовой сотрудник на совете ди­ректоров и т. д.).

Характеристику равенства - неравенства важно оце­нить как можно более объективно, поскольку нарушения статусных отношений (социальной дистанции) могут при­вести к негативной оценке всей речи. Например, если ди­ректор совершенно на равных беседует с рабочими - о нем говорят: заигрывает; если ученик на равных беседует с учителями - грубит и т. д. Поэтому никакие инсинуации в адрес оратора, уверенного в своем более высоком статусе по отношению к аудитории (если его претензии соответст­вуют реальности), недопустимы.

2. С точки зрения отношения к мыслям оратора, в аудитории могут быть выделены следующие группы.

1) Конструктивная. У слушателей этой группы ценност­ные ориентиры совпадают с теми, что предлагает оратор. Этих людей не надо «агитировать», заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагае­мого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, что­бы слушатели являлись постоянными партнерами орато­ра. Например, представители двух парламентских фрак­ций, обычно враждующих, могут оказаться единомыш­ленниками при решении какого-то конкретного вопроса.

2) Конфликтная. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему необходимо выяснить причину такой конфликтно­сти: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он го­ворит (ср.: «Я люблю вас, Иван Петрович, но я категориче­ски не согласен с вашей оценкой революции» - «Я терпеть не могу Ивана Петровича и буду не согласен с ним, какую бы оценку революции он ни предложил»). В первом случае с по­мощью ораторских предосторожностей и весомой аргу­ментации можно попытаться воздействовать на аудито­рию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае лучше отказаться от речи или попытаться сначала изменить отношение аудитории к выступающему. Для этого необходимо задуматься над причиной негативного отношения: если причина в личном отношении (не люблю, потому что он злой, жестокий, брюзга и т.п.), то изменить отношение вряд ли удастся, однако если причина форма­льная (он коммунист, а я плохо отношусь к коммунистиче­ским идеям; он богат, а я презираю нуворишей; он представи­тель власти, которая ограбила народ и т.д.), то можно по­пытаться показать, что и среди не одобряемой аудиторией социальной, политической и т.п. среды есть приличные люди, которых стоит слушать.

3) Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. Если аудитория соглашательская, то здесь тоже сначала нужно оценить причи­ны такого состояния слушателей. Возможно, это люди без определенных убеждений, флюгеры, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное мнение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данно­му вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточ­ных знаний в этой области. Не нужно относиться к ним с пренебрежением. Все люди бывают соглашателями в тех случаях, когда не могут в силу слабой компетентности вы­работать собственного мнения: например, когда слушают
экономистов, спорящих об особенностях той или иной программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждаю­щих преимущества или недостатки очередного закона. Ни один человек не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, обсуждаемых в обществе, но, если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не после­дует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, позиция какого специалиста в наибольшей степени отвечает его ценностям и ориентирам.

4) Инфантильные. Это слушатели, равнодушные к теме выступления не желающие вникать в суть проблемы. Если аудитория большей частью инфантильна, то, воз­можно, есть смысл подумать, в какой сфере лежат ее инте­ресы и потребности, и попытаться связать их с темой свое­го выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от оратора.

Степень конфликтности и заинтересованности аудитории должна быть обязательно определена в речи на любую тему и в любой ситуации, но особенно это важно в ре­чах убеждающих, ведь от этой характеристики зависит сте­пень интенсивности воздействия на аудиторию. Грубую ошибку допускает оратор, стремящийся в любой аудито­рии независимо от ее настроений применить самые силь­ные средства воздействия: это может привести к отторже­нию со стороны слушателей. Нельзя для гарантии палить из пушки по воробьям, калибр оружия должен быть сораз­мерен поставленной задаче. Идеал ораторской деятельно­сти - применить минимальные, но точно ориентирован­ные на конкретных слушателей средства воздействия.

3. Кроме прямой аудитории, к которой обращается ора­тор, можно говорить о косвенной аудитории. В нашей жиз­ни наиболее типичной косвенной аудиторией являются телезрители: выступает ли депутат перед парламентом, го­ворит ли гость передачи для зрителей в студии - они обя­зательно учитывают тот факт, что их видят и слышат мил­лионы телезрителей, и обращаются прежде всего к ним. Однако и за пределами телевидения возможно присутст­вие косвенной аудитории. Например, такова ситуация су­дебного заседания: и адвокат, и прокурор обращаются к суду как к прямой аудитории, публика же в зале является для них аудиторией косвенной. Другим типичным случаем подобной ситуации является обращение человека к оппо­ненту через прессу с открытым письмом. В таком письме должны быть средства адресации и взаимодействия с пря­мым адресатом, но более важной оказывается косвенная аудитория читателей, ради воздействия на которую и из­бирается именно эта форма. Или ситуация парламента (даже при отсутствии телевидения в зале), где оратор обра­щается прежде всего к депутатам, однако имеет задачей воздействие и на президента и правительство (или другие органы власти). Параметры косвенной аудитории тоже должны быть просчитаны и учтены оратором, причем в за­висимости от того, в какой мере косвенная аудитория важ­на для оратора, речь может быть обращена к ней даже в бо­льшей степени, чем к аудитории прямой.

4. Аудитория может обладать следующими характеристиками. Она может быть:

- потенциальной. Это та аудитория, на которую рассчитано выступление. Например, заранее работаем над лекцией о возрастных осо­бенностях детей 10-12 лет. Потенциальная аудитория - родители таких детей на родительском собрании.

- реальной. Нас приглашают выступить на собрании родителей 6 «А» класса школы. Теперь мы имеем дело не с абстрактны­ми родителями вообще, а с реальной аудиторией, и можемточно узнать, что за люди придут на лекцию и какие у них проблемы с детьми.

- конкретной. Мы приходим на собрание, и оказыва­ется, что придется выступать перед родителями не только 6 «А», но и 6 «Б», потому что их лектор внезапно заболел. Этот не предусмотренный планом состав будет уже конкрет­ной аудиторией лекции. Конечно, вполне возможно, что ничего непредвиденного не произойдет и реально заплани­рованная аудитория совпадет с конкретной, но выступающий всегда должен быть готов к тому, что придет больше или меньше людей, чем ожидалось, или слушателями ока­жутся не те люди, на которых он рассчитывал.

Рекомендации:

Что необходимо делать, если мы поняли, что пе­ред нами совсем «не та» аудитория, на которую было рас­считано выступление, и даже при безукоризненной подго­товке мысли путаются и горло пересохло? Можно, ко­нечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состо­ит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания и повести речь уже в новом направ­лении. Но и для этих действий нужно многое в себе прео­долеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъ­явления и реализации. Таким образом, учитывать аудито­рию на этапе произнесения означает в случае ее несовпаде­ния с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональ­ность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: