double arrow

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Прокомментируйте данное высказывание Карла Ясперса и соотнесите его с тем материалом, который представлен в данной главе:

«Фигурами речи называются предложения и комплексы предложений, которые, становясь типическими формами, идентично повторяются. Таковы меткие выражения, которые всегда на языке Они необходимы, чтобы сделать сообщение более коротким, быстро запоминаемым».

Упражнение 2

Каково содержание риторического канона?

Обозначьте суть каж­дого из этапов.

Дайте определение этапу инвенции, диспозиции, элокуции через образное сравнение, создав при этом небольшой текст. Например: «Этап диспозиции легко сравним с шахматами: чем точнее гроссмейстер расположит фигуры, тем вернее выигрыш. Чем правильнее разместит журналист подобранное, тем больший отклик получит его произведение у читателей».

Упражнение 3

Подберите публицистический материал и найдите в нем тропы и фигуры. Прокомментируйте эффективность их использования в представленном тексте.

Упражнение 4

Прокомментируйте ряд представленных примеров:

1. Антитезы:

- вор должен сидеть в тюрьме, а не разгуливать на свободе;

- лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным;

- персонал наш, за­то зарплата американская;

- голубой, но милый; русская, а красавица.

2. Антифразиса:

- (обращение к пожилой даме) девушка;

- (поощрение проступка) молодец;

- (о лгуне) кристально честный человек;

- (о вопросе, не заслу­живающем внимания) - это, конечно, большая проблема;

3. Риторических вопросов:

- Вечный вопрос русской интеллигенции, что делать? Да пусть ни­чего не делает, как всегда пусть остается верной себе;

- Воровать - хорошо ли это? Прекрасно это: проживешь короткую, но яркую жизнь, как сокол!

4. Риторических обращений:

- Дорогие слушатели и еще более дорогие слушательницы;

- Привет, ребята! Я надеюсь, никто не обиделся;

- Как я ценю вас, мерзавцы!

5. Метафор:

- доказательство не работает;

- мысль бесперспективна;

- вираж мысли;

- обращение не по адресу;

- столкновение мнений;

- крушение кон­цепции;

- красота вывода.

6. Метонимии:

- лекции в портфеле;

- суетливый XX век;

- согласно звонку из мини­стерства;

- слушать CD;

- красивая икебана;

- соглашаться с книгой;

- спо­рить с доводом;

- правила Лубянки;

- выпить таблетку;

- бойкое перо.

7.Синекдохи:

- ручка не пишет;

- поймать мотор;

- задержан милицией;

- вредно для организма;

- зарабатывать на хлеб.

Упражнение 5

Найдите в литературных, газетных и звучащих, разговорных, тек­стах десять примеров повторов, охарактеризуйте их. Составьте перечень видов повтора, найденных вами.

Упражнение 6

Составьте самостоятельно текст с повтором (посложнее).

Упражнение 7

Прокомментируйте мнение:

«Повторение оратором основных мыслей имеет боль­шое значение, так как слушатель запоминает содержание речи.

Речь должна быть, как алмаз, который рассматривают, медленно переворачивая в руках. При этом суть сохраня­ется, изменяется только внешность. Подумаем о том, что оратор затратил много тру­дов и усилий, чтобы содержание речи ясными деталями и связями дошло до сознания слушателей. Слушателей же мы считаем способными на непосильный труд справиться со всем этим за один час. Выступая, мы должны помочь им, используя не только выразительные средства, но и многократное повторение существенного. Искусное по­вторение способствует более глубокому внедрению выска­зываемых мыслей в сознание слушателя».

Упражнение 8

Прокомментируйте представленные мнения:

- «Повторение - способ убежде­ния, с ярко выраженной эмоцией» (Лаусберг).

- «Небольшая доза повторения действует ободряюще, но слишком большая усыпляет или разочаровывает».

- «Искусство речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился» (Науманн).

- «Повтор не должен быть бесконечным, как народная про­цессия в «Орлеанской деве» Шиллера в сцене коронации: первое впечатление сменяется разочарованием: Ах, да ведь это все те же самые люди, которые проходили по сцене!».

- «Острота освещает глубже, чем трагическая серьез­ность».

- «Юмор и шутки особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади».

- «Смех - выражение некоторой приятности ощу­щений» (Буш).

- «Острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (Людвик Райнере).

- «Слагать хорошие метафоры, значит подме­чать сходства (в природе)» (Аристотель).

- «Сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью извес­тных» (Шопенгауэр).

Упражнение 9

Подберите один литературный текст и один - публицистический.

Найдите в них по примеру ритори­ческих вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их син­таксическую структуру и определите риторическую функцию.

Упражнение 10

Составьте свои диалоги, в которых обращения и вопросы выполняют стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направ­ленности и достижении результата.

Упражнение 11

Составьте текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания. Покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окру­жение. Попытайтесь определить эффективность этих средств.

Упражнение 12

Смоделируйте:

а) ситуацию, требующую общения двоих или не­скольких собеседников;

б) сам процесс общения (это будет диалог или полилог);

в) укажите риторические средства, которые могут быть введе­ны в данную модель.

Упражнение 13

Прочитайте публицистические тексты, находящиеся в Приложениях 10, 11, 12, 14, 16, 17) и найдите в них риторические средства выражения.

Ответьте на следующие вопросы:

- Какую роль они играют в тексте?

- Правильно ли их использовали авторы?

- Вы могли бы предложить свои варианты использования риторических средств выражения в данных текстах?

Упражнение 14

Найдите в произведениях литературы десять антитез, желательно разных. Постройте 2-3 схемы антитез.

Упражнение 15

Подберите 20 пар антонимов; составьте несколько предложений на их основе. В одном из них должна быть логическая противоположность; в другом - развернутые образы, картины; третья антитеза пусть будет усложнена структурно. Еще пусть будут противопоставлены характеры.

Упражнение 16

Самостоятельно постройте противополож­ные конструкции, вводя их в пространный текст, так, чтобы была видна их риторическая роль.

Упражнение 17

Выполните ряд заданий:

1. Найдите в тексте антитезы-парадоксы и определите их роль:

«Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположе­ны к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все поте­ряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом».

(Демосфен)

2. Докажите, что в данном высказывании антитеза противопоставляет пороки и добродетели по ряду контрастирующих свойств:

«Добродетели бывают простые, скромные, бедные, часто невежественные, иногда грубые; они являются уделом несчастных и естественным наследием народа. Пороки окружены всякого рода сокровищами, украшены чарами сладострастия и всеми приманками коварства, их сопровождают все опасные таланты, их сопровождает преступление».

(из речи Робеспьера)

3. Докажите, что в данном высказывании, построенном на антитезе антонимы не играют большой роли, противопоставляются не столько слова, сколько понятия:

«В деяниях человека все убого, как убог он сам; намерения ограничены, способы грубы, действия негибки, движения тяжелы и следствия однообразны. В деяниях божественных, богатство бесконечного проявляются открыто, вплоть до самых малых его частей».

(Жозеф де Местр).

Упражнение 18

Прочитайте тексты, найдите в них антитезу:

1. «Высокоразвитый, полный честных нравственных принципов государственный преступник и безнравственный презренный разбойник или вор могут одинаково, стена об стену, тянуть долгие годы заключения, могут одинаково нести тяжкий труд рудниковых работ, но никакой закон не в состоянии уничтожить их во всем том, что составляет умственную и нравственную сферу человека. Что, потому, для одного составляет ничтожное лишение, легкое взыскание, то для другого может составить тяжкую нравственную пытку, невыносимое, бесчеловечное истязание».

(П.А. Александров)

Ответьте на следующие вопросы:

- Кого с кем сравнивает П.А. Александров в тексте?

- Каким образом антитеза служит созданию представления о том, что наказанный розгами политический арестант Боголюбов испытал нечто несоизмеримое с переживаниями обычного заключенного, попав в камеру с вором?

2. «Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, - век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы; это была весна надежд, это была стужа отчаяния. У нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то обрушивались в преисподнюю...».

(Чарльз Диккенс)

Ответьте на следующие вопросы:

- Благодаря чему мы понимаем, что речь идет о непростом времени, в частности, о времени великой французской революции?

- Какие антонимы позволяют нам определить это?

- Можем ли мы сказать, что смысл этой выразительной антитезы заключается в том, чтобы показать, сколь многое вмещало в себя это парадоксальное время?

- Может ли такая антитеза быть близка по функции к оксюморону, парадоксу, есть ли здесь соединение несоединимого?

1.7.5 Словарь по теме

Элокуция (облечение мыслей в слова)- очень важный этап построения речевого высказывания, текста, несущий в себе огромные и разнообраз­ные возможности использования слов и их сочетаний. Элокуция является продолжением двух пер­вых частей канона - инвенциии (что сказать?) и диспозициии (как расположить?).

Отбор слов для выражения мысли - это общие наблюдения над различными граммати­ческими формами и конструкциями в тексте (предложение, фра­за, период).

Тропы и фигуры - «намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задумать­ся, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл».

Троп (греч. tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традици­онно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями спервым.

Метафора - это перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения. Существуют два основных типа метафоры: когнитивная (познавательная) и образная.

Когнитивная метафора является отражением реальной или приписываемой общности у соответствующих предметов.

Образная метафора - это метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно-оценочное значение.

Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко от­стоящие друг от друга понятия.

Стертая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный харак­тер которой уже не ощущается.

Метафора-формула близка к стертой метафоре, но отличается от нее еще большей стереотипностью и (иногда) невозможностью преобразова­ния в нефигуральную конструкцию.

Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляе­мая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.

Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учета его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение.

Олицетворение – это разновидность метафоры, когда неодушевленному предмету или отвлеченному понятию приписываются качества или действия, присущие человеку.

Метонимия – перенос названия с одного предмета, явления, действия на другой на основе их смежности. В основе метонимии лежат пространственные, временные, логические и др. отношения.

Синекдоха (греч. Synekdoche – соотнесение, обозначать через намек) – это перенос значения слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).

Сравнение - троп, заключающийся в подборе предмета срав­нения, что позволяет дать более яркую характеристику.

Эпитет -(от греч. epitheton - приложение) - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчерки­вающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Постоянный эпитет – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным

Фигура – это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы.

Фигуры выделения - это фигуры, основанные на сопоставле­нии слов во фразе. Чаще всего они пред­ставляют собой разного вида повторы.

Повтор как фигура речи, риторическая фигура отличается следующими признаками:

- наличием целевой установки на выразительность текста., на его ритмику, усилие эффекта;

- включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.

Анафора - повторение в начале пред­ложения одного и того же слова или группы слов.

Эпимона - повтор грамматических форм слова.

Лексический повтор - повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внима­ние на смысл, заключенный в названии.

Морфемный повтор - повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах.

Синтаксические повторы, параллелизмы, подчерки­вают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напев­ность, используются в фольклоре и литературных произведени­ях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии.

Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе.

Семантический повтор - употребление в тексте слов, близких по смыслу, что объясня­ется желанием подробно раскрыть тему.

Инверсия - перестановка слов, позволяющая акцентировать внимание на определенном слове предложения или придать высказыванию особую стилистическую окраску.

Антитеза - фигура, состоящая в противопоставлении или со­поставлении контрастных понятий.

Антифразис (греч. antiphrasis - противоположный по смыслу) пред­ставляет собой троп, тоже обычно рассматриваемый как связанный с ироническим переосмыслением значений слов. Модель переосмысления в данном случае довольно проста слово (слова) берется в значении, контра­стном по отношению к обычно присущему ему. Обычное же значение «утаивается» (критерий искренности!).

Энантиосемия - противоположность значения одного и того же слова.

Оксюморон - это соединение несоединимого, противоположного; фигура иносказательная, поэтическая, сравнительно редко употребляе­мая.

Антиметабола (греч. antimetabole - взаимообмен) описывается как разновидность антитезы. Она фактически и является антитезой - в качест­ве добавочного, «нового», признака возникает лишь дополнительный штрих: подчеркивание противопоставления еще и на уровне «звучания» посредством повтора одних и тех же слов или слов, имеющих один и тот же корень.

Амплификация - фигура, состоящая в накоплении синони­мов.

Перифраза - «выражение, являющееся описательной, распро­страненной передачей выражения или слова».

Ирония нередко встречается в публицис­тических текстах, выступая в роли авторской оценки.

Уподобление - развернутое сравнение одного факта действи­тельности с другим, несущее дополнительную информацию и помогающее раскрыть мысль автора.

Риторический вопрос (мнимый)- фигура, со­стоящая в придании высказыванию воп­росительной формы, которая не требует прямого ответа.

Риторическое ответствование - фигура, состоящая в том, что автор задает себе вопросы, а затем сам же отвечает на них.

Риторическое восклицание сильно напоминает риторический во­прос по механизму производимого смыслового эффекта. Разница в том, что при риторическом восклицании, понятное дело, никто никого и ни о чем не спрашивает: риторическое восклицание есть ожидаемая и понятная присутствующим реакция по тому или иному поводу - как бы сама собой разумеющаяся реакция.

Риторическое обращение – последняя фигура в данной группе, похо­жая на только что обсужденные, но отличающаяся от них ровно на­столько, насколько вопрос и восклицание отличаются от обращения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: