Основные направления информатики

1. Теоретическая информатика. Это математическая дисциплина, она использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики. Она распадается на ряд самостоятельных дисциплин (математическую логику; вычислительную математику и вычислительную геометрию; теорию информации и теорию кодирования и др.)

2. Кибернетика. Наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности, от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке.

3. Программирование. Полностью связано с вычислительными машинами. Создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработка языков программирования, создание операционных систем, организация взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи.

4. Искусственный интеллект. Основная цель работ в области ИИ- стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Для этого необходимо раскрыть те глубинные механизмы, с помощью которых человек способен научится практически любому виду деятельности. Если суть этих механизмов будет разгадана, то удастся реализовать их подобие в искусственных системах. ИИ- наука не чисто теоретическая. Она занимается и прикладными вопросами. Например, робототехникой (создание роботов), создание баз знаний и экспертных систем на основе этих баз знаний. Некоторые из экспертных систем находят применение в ОВД (маньяк, блок- раскрытие хищений на строительстве и т.п.).

5. Информационные системы. ИС- система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.

Современное состояние развития информационной технологии характеризуется следующими тенденциями:

1. Наличие большого количества банков данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.

2. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения.

В России созданы банки данных содержащие научную, технологическую, и другую информацию, в т.ч. правовую (Системы “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др.). В ОВД информация хранится в виде различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Часть из них переведена в электронную форму, однако это лишь относительно небольшая часть. Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть является одной из наиболее актуальных.

Для организации доступа к централизовано или распределенно хранящейся информации создаются информационно-вычислительные сети разного уровня. Для этого необходима разработка специфического оборудования, программного обеспечения, развитие средств связи и коммуникации (последнее особенно актуально для России с её большими расстояниями и традиционно плохим качеством линий связи).

6. Вычислительная техника. Развитие вычислительной техники- это самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника). Однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики.

В целом информатику можно рассматривать с трех позиций:

как отрасль народного хозяйства (совокупность предприятий, занимающихся производством компьютерной техники, программного обеспечения);

как фундаментальную науку (получение фундаментальных знаний об информационных системах и разработка методологии процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем);

как прикладную дисциплину (изучение закономерностей в информационном процессе, создание информационных моделей, систем и технологий в конкретных предметных областях).

Центральное место в прикладной информатике занимает компьютер как основное техническое средство информатики. Кроме компьютера к техническим средствам информатики (рис. 1) следует отнести средства тиражирования (полиграфическое оборудование, копировальные аппараты), средства связи (телефон, факс, радио), технику управления и конторского труда (счетные и множительные приборы и аппараты).

 
 


Рис. 1. Группы технических средств информатики

1.2. Дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой (обязательной части) информационно-правового цикла и базируется на школьной учебной дисциплине «Информатика».

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Основы теории национальной безопасности», «Криминалистика», «Юридическая техника», «Тактико-специальная подготовка», предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также дисциплин вариативной части информационно-правового и профессионального цикла «Основы информационной безопасности в органах внутренних дел», «Основы личной безопасности в органах внутренних дел», «Основы управления в органах внутренних дел».

Задачи дисциплины

Изучить:

· основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации;

· состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения;

· функции и конкретные возможности профессионально-ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем;

· нормативные правовые акты в области защиты информации и противодействия техническим разведкам;

· основные методы, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной деятельности.

Научиться:

· решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи;

· работать в локальной и глобальной компьютерных сетях;

· самообучаться в современных компьютерных средах;

· организовывать свое автоматизированное рабочее место;

· использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации.

Овладеть:

· навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;

· практическими методами работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: