Информатика как наука и учебная дисциплина

ЛЕКЦИЯ 1

по теме № 1: Основы современных информационных технологий
  для курсантов очной формы обучения
по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности
специализация уголовно-правовая
узкая специализация – дознание в органах внутренних дел

Время: 2 часа

Подготовил:

Начальник кафедры

ИКТ в деятельности ОВД

Тримасов Е.А.

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры ИКТ

в деятельности ОВД

«12» сентября 20 11 г.

Протокол № 02

Белгород – 2011


Цели занятия:

Учебная: Дать основные понятия, определения, термины и подходы к определению информационных технологий

Воспитательная: Формирование у слушателей чувства требовательности к себе при изучении нового материала.

Развивающая: Формирование у слушателей потребности в дальнейшем изучении форм и методов использования достижений отечественной и зарубежной науки и техники при решении практических задач.

Время: 2 часа.

Порядок проведения занятия:

Место проведения: Лекционный зал.

Метод проведения: Свободное изложение материала лекции с групповым обсуждением вопросов.

Материальное обеспечение: Доска. Телекомплекс. Телекарточки или ноутбук.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Время Страницы
Организационная часть. Поприветствовать студентов, объявить тему, цели занятия и литературу, которой можно пользоваться при изучении данного материала. 2 мин  
1. Информатика как наука и учебная дисциплина. 20 мин 3-4
2. Понятие информации, ее меры и характеристики. 50 мин 5-6
3. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 15 мин 7-9
Заключительная часть (подведение итогов) 3 мин.  
Всего: 90 мин.  

Основная литература:

1. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

2. Дрога А.А. Математика и информатика. Учебник/ А.А. Дрога, П.Н.Жукова, Д.Н. Копонев, Д.Б. Лукьянов, А.Н. Прокопенко – Белгород. РИО БелЮИ МВД России. 2008.

3. Попов А. М. Информатика и математика для юристов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 391 с.

4. Згадзай, О.Э. Информатика и математика: учебник / О. Э. Згадзай, А. В. Филиппов, С. Я. Казанцев. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 348 с. - 23-39.

5. Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел: учебник / авт. кол. А.В. Заряев, В.И. Сумин, В.В. Меньших. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001. - 210 с.

Дополнительная литература:

1. Минаев В.А. Информатика. Учебник. Том 1. Информатика: Концептуальные основы / А.П. Фисун, С.В. Скрыля, С.В. Дворянкин, М.М. Никитин, Н.С.Хохлов.- М.:Маросейка, 2008.-464с.

2. Ждамиров, В.И. Основы информационных технологий: учебное пособие / В. И. Ждамиров. - Воронеж: ВИ МВД России, 2002. - 260 с.


Введение

Историю развития цивилизации можно представить как непрерывный процесс развития отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением ресурсов. Характер используемых ресурсов на протяжении веков неоднократно менялся, менялись также политические, экономические, правовые, религиозные, философские и многие другие системы общественных отношений. Обмен ресурсами является одной из основ общественного развития.

Вплоть до XVI столетия деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, на овладение веществом, т. е. на познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом все более сложных орудий труда.

Отсюда и исторические этапы жизни человеческого общества: каменный век, бронзовый век и т.д.

Человеческий разум постиг создание орудий труда, способов приготовления пищи, одежды, использования полезных ископаемых нашей планеты для удовлетворения социальных потребностей и надобностей существования человеческого общества вначале в виде рода, племени, народности и т.д., а потом в виде государственного образования.

Затем на первый план вышла проблема овладения энергией - тепловой, энергией ветра и воды, потом электрической и, наконец, атомной.

Традиционно для двадцатого века стала характеристика общества развитых государств как индустриального. Она напрямую связана с определяющей ролью промышленных и энергетических ресурсов в материальной составляющей общественных процессов. Вступая в двадцать первый век, человечество открывает новый этап развития – информационный. Для него характерна доминирующая роль информационных ресурсов.

Изменения, происходящие в обществе в связи со сменой определяющего ресурса, непременно вызовут в ближайшие годы соответствующие изменения в правовых системах, ведь одна из функций права состоит в законодательном или ином оформлении отношений, сложившихся в обществе, что дает возможность их регулирования. По большей части этот вопрос предстоит решать в будущем, но начальная стадия уже доступна для изучения и анализа. Так, например, начиная с 1995 года, во многих государствах были приняты законодательные акты, регламентирующие электронный документооборот вообще и устанавливающие правовой режим электронной цифровой подписи в частности. В настоящее время актуальным является создание нормативно- правовой базы, регулирующей вопросы электронной коммерции, функционирования электронных платежных систем, принципы налогообложения сделок, заключаемых в электронной форме, и множество других взаимосвязанных вопросов и проблем.

В таком контексте информатика выходит за рамки узкой технической дисциплины, относящейся к средствам вычислительной техники и информационным технологиям. Информатика в XXI веке становится естественной наукой, занимающей положение между естественными, техническими и общественными науками. Ее предмет составляют информационные процессы, протекающие в природе, обществе и технических системах. Ее методы в своем большинстве основаны на взаимодействии программных и аппаратных средств вычислительной техники с другими техническими системами, с человеком и обществом. Ее цель – научное обоснование эффективных приемов создания, распределения и потребления всех типов информационных ресурсов и методологическое обеспечение разработки новых информационных систем. Ее центральная роль заключается в предоставлении своего аппарата и понятийной базы другим естественным, общественным и техническим дисциплинам.


Информатика как наука и учебная дисциплина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: