Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для российских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.
Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:
§ расширение рынка сбыта;
§ наглядность управления процессами;
§ снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;
§ рост коллективизма;
§ повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;
§ снижение риска ответственности за продукцию.
|
|
К сожалению, для многих российских предприятий проекты по внедрению систем управления качеством не являются эффективными. Основные причины этого явления заключаются в следующем:
§ ограниченный период времени работы со стандартами ИСО (фактически с 1993 года);
§ слабость нормативной базы;
§ недостаточная техническая оснащенность;
§ отсутствие опыта и недостаток специалистов.
Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации. Кто занимался подготовкой документов для проведения процедуры сертификации, тот осознал на собственном опыте трудоемкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.