Любое предприятие создаётся для получения прибыли посредством оказания либо услуг, либо производства товаров.
Наиболее полное определение понятия "товар" дал, на мой взгляд, известный американский специалист в области маркетинга Филипп Котлер. По его мнению "товар" - это все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуг, лица, места и организации, идеи.*
Физические объекты: машины, компьютеры, хлеб, мыло и т.д.
Услуги: парикмахерские, ремонтные, брокерские, консультационные (экономические, юридические и т. д.), услуги дизайнеров, бытовые, связь и т.д. Здесь удовлетворяется та или иная потребность человека.
Физические объекты и услуги - наиболее привычный для нас вид товара.
Лицо, как товар - несколько непривычное сочетание, тем не менее, этот товар широко распространен. Например, если вы работаете по контракту, то ваш труд является товаром; ВУЗы выпускают специалистов, которых можно считать произведённым товаром.
Товар "место" может быть представлен:
1) рынком жилья (квартиры, дома);
2) рынком мест застройки;
3) местами отдыха (санаторий, уголок природы и т.д.)
Товар "организация" - весьма непривычный для нас товар. Это ценовая ориентация аудитории по отношению к данной организации, например, создание определённого имиджа организации Х в глазах общественности.
В настоящее время рынок идей в России опекается законом о патентах и изобретениях.
Существуют определённые классификации товаров.
Наиболее развиты они для физических объектов и личным признаком, с точки зрения конечного потребления:
|
|
|
Товары народного потребления с точки зрения вида спроса делят на следующие группы:
а) товары повседневного спроса, которые покупаются без особых раздумий (продукты питания, газеты, спички).
б) товары предварительного выбора (одежда, мебель, парфюмерия). Покупка требует определённых раздумий по поводу цены, качества, дизайна и т.д.
в) товары особого спроса (особо модная одежда "от кутюр"; престижная видеотехника, престижные автомобили ручной сборки ("Порше" и т.д.). Они предполагают затратить особые усилия по их приобретению.
г) товары пассивного спроса (памятники).
Товары производственно-технического назначения делятся с точки зрения их дальнейшей эксплуатации у потребителей на:
а) капитальное имущество;
б) материалы, сырьё и детали (комплектующие);
в) вспомогательные материалы (газ, уголь, краски, электроэнергия, смазочные материалы и т.д.)
Дольше всего служит капитальное имущество. Оно входит в состав основных фондов предприятия.
Проведённая классификация товаров позволяет менеджерам проводить правильную политику исследования рынка и определять такой основной параметр для планирования производства как жизненный цикл товара на рынке. Эту категорию нашёл и описал Теодор Ливит в 1965г. (Рис.1)
объём продаж
время,t
На основе подобных графиков строят план производства данного товара предприятием.
С точки зрения заказчика товары делят на 2 большие группы:
1. товары государственного заказа;
2. товары рыночного спроса;
С точки зрения новизны различают:
1) серийно выпускаемую продукцию или освоенные услуги;
2) новые услуги и продукцию.
Возможны и другие классификации, например, медицинские услуги делятся на:
- бесплатные;
- льготные (только лекарства);
- платные;
Определение вида товара и его классификация позволяют выйти на планирование объёмов производства товаров, их продаж, а затем на расчёт затрат и прогноз возможной прибыли.