Понятие и классификация товаров

Любое предприятие создаётся для получения прибыли посредством оказания либо услуг, либо производства товаров.

Наиболее полное определение понятия "товар" дал, на мой взгляд, известный американский специалист в области маркетинга Филипп Котлер. По его мнению "товар" - это все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуг, лица, места и организации, идеи.*

Физические объекты: машины, компьютеры, хлеб, мыло и т.д.

Услуги: парикмахерские, ремонтные, брокерские, консультационные (экономические, юридические и т. д.), услуги дизайнеров, бытовые, связь и т.д. Здесь удовлетворяется та или иная потребность человека.

Физические объекты и услуги - наиболее привычный для нас вид товара.

Лицо, как товар - несколько непривычное сочетание, тем не менее, этот товар широко распространен. Например, если вы работаете по контракту, то ваш труд является товаром; ВУЗы выпускают специалистов, которых можно считать произведённым товаром.

Товар "место" может быть представлен:

1) рынком жилья (квартиры, дома);

2) рынком мест застройки;

3) местами отдыха (санаторий, уголок природы и т.д.)

Товар "организация" - весьма непривычный для нас товар. Это ценовая ориентация аудитории по отношению к данной организации, например, создание определённого имиджа организации Х в глазах общественности.

В настоящее время рынок идей в России опекается законом о патентах и изобретениях.

Существуют определённые классификации товаров.

Наиболее развиты они для физических объектов и личным признаком, с точки зрения конечного потребления:

продукция

Товары производственные – технического назначения. Конечный потребитель – предприятие.
Товары народного потребления (на Западе – товары широкого потребления). Конечный потребитель – население.

Товары народного потребления с точки зрения вида спроса делят на следующие группы:

а) товары повседневного спроса, которые покупаются без особых раздумий (продукты питания, газеты, спички).

б) товары предварительного выбора (одежда, мебель, парфюмерия). Покупка требует определённых раздумий по поводу цены, качества, дизайна и т.д.

в) товары особого спроса (особо модная одежда "от кутюр"; престижная видеотехника, престижные автомобили ручной сборки ("Порше" и т.д.). Они предполагают затратить особые усилия по их приобретению.

г) товары пассивного спроса (памятники).

Товары производственно-технического назначения делятся с точки зрения их дальнейшей эксплуатации у потребителей на:

а) капитальное имущество;

б) материалы, сырьё и детали (комплектующие);

в) вспомогательные материалы (газ, уголь, краски, электроэнергия, смазочные материалы и т.д.)

Дольше всего служит капитальное имущество. Оно входит в состав основных фондов предприятия.

Проведённая классификация товаров позволяет менеджерам проводить правильную политику исследования рынка и определять такой основной параметр для планирования производства как жизненный цикл товара на рынке. Эту категорию нашёл и описал Теодор Ливит в 1965г. (Рис.1)

объём продаж

 
 


время,t

На основе подобных графиков строят план производства данного товара предприятием.

С точки зрения заказчика товары делят на 2 большие группы:

1. товары государственного заказа;

2. товары рыночного спроса;

С точки зрения новизны различают:

1) серийно выпускаемую продукцию или освоенные услуги;

2) новые услуги и продукцию.

Возможны и другие классификации, например, медицинские услуги делятся на:

- бесплатные;

- льготные (только лекарства);

- платные;

Определение вида товара и его классификация позволяют выйти на планирование объёмов производства товаров, их продаж, а затем на расчёт затрат и прогноз возможной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: