Абсолютная оценка продукции

В управлении предприятием (анализ его ПХД) используют стоимостные оценки (руб., $ и т.д.) и натуральные (шт., комплекты, т., м. и т.д.). Стоимостные оценки делятся на 2 группы:

1) абсолютные

2) относительные

И те, и другие позволяют переходить от различных натуральных измерителей к единой оценке объёмов выпускаемой продукции, и на этой основе рассчитать все технико-экономические показатели деятельности предприятий (объём продаж, прибыль, рентабельность труда и т.д.). Исходными среди абсолютных показателей является «товарная продукция».

Объём товара (ОТ) – это объём (стоимость) производственной в расчётном периоде (год, квартал) продукции и услуг, предназначенных к реализации на сторону.

Основная причина выведения данного показателя – ориентация на внешнего потребителя. Например, Туласантехника произвела для продажи смесители на 100 млн. руб., и по заказам промышленных предприятий осуществляет напыление инструмента ещё на 10 млн. руб. Следовательно, объём товара (ОТ=110 млн. руб.)

Объём товарной продукции конкретного вида i как Цi х Ni, где

Цi – цена единицы продукции i-го вида;

Ni – объём выпуска продукции i-го вида в натуральных измерителях;

При выпуске нескольких товаров общий объём товарной продукции определяется как сумма:

, где (2)

n – количество видов выпускаемой продукции.

В экономике практически все расчёты ведутся в табличной форме.

Пример расчёта ОТ на некотором предприятии «Стрела».

Таблица 3

Наименование продукции Количество выпущенной продукции, шт. Цена единицы продукции в тыс. руб., Цi Объём товарной продукции, Отi, млн. руб.
1) сувениры 2) крышки 3) электрорезки 4) ограждения 5) замки      
Итого (ОТ) - -  

Расширенные данные имеют вид:

Таблица 4

Продукция Выпуск продукции за год Остатки готовой продукции на складе Продукция отгруженная, но не оплаченная Остатки в незавершенном производстве
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1)Изделия пяти наименований 2)Запчасти для реализации 3)Инструмент и техоснастка: в т. ч. для реализации на сторону 4) Услуги капитальному строительству   - - - - - - - - - - - - - -

Объём товарной продукции составит:

ОТ = 595000 + 40000 + 30000 + 20000 = 685 млн. руб.

Но произвести продукцию ещё не означает продать. Поэтому второй объёмный показатель – объём реализованной продукции (объём реализации), на Западе – объём продаж.

Его можно найти по фактическим данным бухучёта, при этом продукция считается проданной, если деньги за неё поступили на расчётный счёт предприятия. А на Западе продукция считается проданной, если подписаны счета на её приёмку.

Однако, объём реализованной продукции в планировании да и в отчётных данных можно посчитать иначе.

Пскл – продукция на складе;

Потгр – продукция отгруженная (на начало или на конец года)

Логика формулы следующая – в данном году будет реализована вся продукция, находящаяся на складе и в отгрузке на начало года, а часть ОТ, произведённой в денном году, перейдёт на склад и в отгруженные товары на конец года.

(ОР) ОП=685000 + (43000 + 22500 + 1000 + 1500 + 2000)-(42000 + 18500 + +2000 + 500 + 1000)=691100 млн. руб.

Третьим объёмным показателем является объём валовой продукции (ОВ).

ОВ- это стоимость абсолютно всей продукции, произведённой предприятием в планируемом периоде, поэтому в неё обязательно войдёт изменение стоимости незавершённого производства и полуфабрикатов, инструментов и т.п. на начало и конец периода.

Незавершённое производство – это различные заготовки, детали, сборки, находящиеся на рабочих местах, на цеховых и межцеховых местах (в строительстве – незаконченные объекты или этапы).

НЗП – стоимость незавершённого производства на начало и на конец расчётного периода;

ПФ – стоимость полуфабрикатов для внутреннего потребления.

ОВ = 685000 + (752000 + 4000 + 230000)-(710000 + 5000 + 180000) = =776000 тыс. руб.

Таким образом, предприятие «Стрела» произвело больше, чем сумело продать и чем собиралось продать. Следует заметить, что показатель ОВП используется на предприятиях только с единичным типом производства, т.е. выпускающем от 1 до 5-7 единиц одного наименования (судостроение, ракетостроение (космическая промышленность), атомные реакторы, турбины и т.д.) и производственный цикл делится более одного месяца.

4. Относительные оценки продукции

Наряду с абсолютными показателями (натуральные и стоимостные) для оценки объёмов выпускаемых товаров, в том числе продукции, существуют и относительные показатели:

5. номенклатура

2) ассортимент

3) структура

4) индексы роста и прироста.

1) Номенклатура – это перечень выпускаемой продукции или услуг по наименованиям, с указанием вида, типа, марки (Самовар бытовой электрический, ёмкость - 3 л.).

2) Ассортимент – это дальнейшее углубление номенклатурных позиций по виду исполнения, артикулу и другим признакам.

Самовары в ассортименте: латунные, никелированные; медные; анодированные.

Мотороллеры: обычное исполнение, тропическое, северное.

По мужским сорочкам: номенклатура – муж. Сор. Ассортимент – артикул 1560-20 и номенклатура и ассортимент входят в сертификацию товара.

3) Структура продукции или товаров – это удельные соотношения объёмов (стоимости) отдельных видов товаров в общем выпуске. Если речь идёт о проданной продукции – определяют структуру продаж, если о произведённой для реализации – структуру ПТ.

Структура товарной продукции изделий предприятия «Стрела».

Таблица 5

Наименование продукции Объём ТП, тыс. руб. Структура товарной продукции, %.
1. Сувениры 2. Крышки 3. Электрорезки 4. Ограждения 5. Замки   33,62 5,04 42,02 10,08 9,24
Итого ТП    

Знание структуры товара позволяет устанавливать преобладающие на предприятии виды производимых товаров и тем самым определить профиль предприятия. В данном случае «Стрела» специализируется на электрорезках и сувенирах, и его положение на рынке товаров определяется именно этими номенклатурными позициями.

В экономическом анализе структура товара позволяет проводить соответствующую маркетинговую, инновационную (НИОКР), производственную и финансовую политику. В настоящее время принято изображать все экономические расчёты в виде графиков или диаграмм.

 
 

Структура, как правило, изображается в виде круговой диаграммы.

Рис.2 Структура ТП на предприятии «Стрела» в 1994г.

Структура даёт представление о статике показателей на определённый момент времени. Динамику (изменение) показателей описывают с помощью индексов роста и прироста. Они могут быть в том числе и по структуре. В общем виде индекс определяется по формуле:

(3)

Можно рассчитать несколько показателей по отношению к одному.

Пт – показатель в базовом году;

Пт+n – показатель в году Т+N;

Т – базовый год, квартал, месяц;

N – число лет, следующих за базовым годом.

Индекс может быть рассчитан и по отношению предыдущему году.

Расчёт темпов роста товарной продукции на предприятии «Стрела» (в сопоставимых ценах).


Таблица 6

1.Годы        
2.Объём ТП, тыс. руб.        
3.Темпы роста к 1991 г.        
4.Темпы роста к предыдущему году -   106,25 100,84

 
 

В настоящее время все цены сопоставляют к 1991г. Графически эти данные изображают в виде ломаной линии или диаграммы.

 
 

Темпы прироста ТП на предприятиях «Стрела» в сопоставимых ценах.

Таблица 7

Годы 1991 1992 1993 1994
Темпы прироста к 1991 г. - 12% 19% 20%
Темпы прироста к предыдущему году - 12% 6,25% 0,84%

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: