Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Прочитайте правила для участников дебатов и зрителей. Прокомментируйте их.
Правила для участников дебатов:
1. Обращаться к своим оппонентам на «вы».
2. Строго укладываться в отведенный регламент.
3. В своем выступлении приводить аргументы в поддержку собственной точки зрения, а не аргументы, показывающие слабость позиции оппонента.
4. Несогласие с точкой зрения или аргументами оппонентов выражать постановкой соответствующих вопросов к ним.
5. В ходе задавания вопросов и ответа на них не выражать несогласия, не вступать в спор.
6. Слушать, не перебивая, не раздражаться, сохранять приветливость.
7. Благодарить за ответ на каждый вопрос.
8. При ответе на вопрос оппонента отвечать не просто да или нет, а приводить, как минимум, один аргумент в свою пользу.
9. Можно ответить на заданный вопрос в заключительном слове, если участники не могут ответить на него сразу.
10. Капитан и член команды могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.
11. Аплодировать оппонентам вместе со зрителями после каждого выступления.
12. После завершения дебатов пожать руки оппонентам и членам своей команды.
Правила для зрителей:
1. Внимательно слушать аргументы обеих команд.
2. Не вмешиваться в ход дебатов, не задавать свои вопросы командам, ничего не выкрикивать.
3. Аплодировать каждому участнику по завершении его выступления.
4. Записывать аргументы обеих сторон.
5. Принять участие в голосовании, присоединившись к тезису одной из команд.
Упражнение 2
Прочитайте типичные недостатки, затруднения и ошибки, встречающиеся при проведении дебатов и прокомментируйте их с точки зрения возможности исправления:
1. Шумное поведение зрителей, попытки вмешаться в ход дебатов. Необходимо этого не допускать.
2. Возникновение спора между командами при обмене вопросами. Тренер жестом призывает их прекратить спор.
3. Выступающий за трибуной участник уходит с трибуны, не дожидаясь вопросов. Тренер жестом возвращает его на трибуну.
4. При голосовании члены групп поддержки голосуют за своих, что определено еще до дебатов. Необходимо побуждать зрителей к максимальной объективности, указывать, что всех сейчас интересует их мнение. Целесообразно приглашать на дебаты как можно больше посторонних, незаинтересованных лиц для участия в голосовании.
5. Часто не все зрители голосуют, кто-то стесняется или не хочет. Желательно добиваться голосования всех, иначе учебный и воспитательный эффект дебатов ослабляется. Можно в таком случае проводить голосование при помощи листков бумаги: каждый
зритель сдает преподавателю листок, на котором пишет номер команды-победителя.
6. Некоторые участники дебатов затрудняются развернуто излагать свои аргументы - они просто называют их без комментариев и примеров, что значительно сокращает время дебатов (дебаты могут закончиться за 10 - 15 мин) и обедняет их. Это надо учесть при подготовке.
Упражнение 3
Прокомментируйте следующие правила ведения спора:
1. При прочих приблизительно равных условиях всегда и неизменно одолевает более хладнокровный спорщик. У него огромное преимущество мысль его спокойна, ясна, работает с обычной силой.
2. Хороший спор требует, прежде всего, спокойствия и выдержки. Горячий спорщик, постоянно впадающий в возбуждённое состояние, никогда не будет мастером устного спора, каким бы знанием теории и логики спора он не обладал.
Упражнение 4
Прочитайте правила использования доводов в споре и прокомментируйте их:
1. В ходе аргументации используйте только те доводы, которые вы и оппонент понимаете одинаково.
2. Если довод не принимается, найдите причину этого и далее в разговоре на нем не настаивайте.
3. Не преуменьшайте значимость сильных доводов противника, лучше, наоборот, подчеркни их важность и свое правильное понимание.
4. Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил противник или партнер, приводите после того, как вы ответили на его доводы.
5. Точнее соизмеряйте темп аргументации с особенностями темперамента партнера.
6. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор, так как превосходство партнера в споре всегда обижает.
7. Приведите один-два ярких аргумента и,если достигнут желаемый эффект, ограничьтесь этим.
Упражнение 5
Прочитайте девять диагнозов и рецептов поведения во время спора и прокомментируйте их:
Диагноз 1. Оппонент раздувает проблему, выводит ее за границы дискуссии (разговора, спора).
Рецепт. Напомните о рамках дискуссии, о ее цели. Попросите еще раз уточнить его антитезис и верните разговор в прежнее русло.
Диагноз 2. Оппонент охватывает мелочи (второстепенные факты), не затрагивая основного тезиса.
Рецепт. Спросите, не забыл ли он цель разговора, свою собственную цель. Верните его к спорной проблеме.
Диагноз 3. Оппонент пытается перехватить инициативу в выборе темы разговора:
а) подменяет принципиальные вопросы мелочами,
б) выдвигает тезисы не по существу проблемы,
в) предлагает контрпроблему, игнорирует ваши аргументы.
Рецепт. Предусмотрите заранее возражения соперника, изучите их мотивы, позиции для того, чтобы:
а) указать собеседнику на его уход от спорного вопроса,
б) спросить его, какую мысль он доказывал,
в) попросить высказать отношение к вашей аргументации.
Диагноз 4. Противник допускает намеки, компрометирующие вас. Тем самым он ставит под сомнение вашу мысль или предложение. Его цели:
а) перенести критику на вас, на вашу личность,
б) приписать вам явно нелепые высказывания.
Рецепт. Не исключайте комплиментов в адрес соперника, выигрывайте доброжелательностью, демонстрируйте свою объективность Для этого:
а) скажите, что умная мысль может светиться и в темной комнате,
б) не пытайтесь оправдаться,
в) не проявляйте резких эмоций,
г) не поддавайтесь на провокацию.
Диагноз 5. Он намеренно уводит вас к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить вас в безграмотности и дилетантстве.
Рецепт. Прекратите обмен мнениями, похвалите собеседника за глубину анализа и попросите его сделать обобщающий вывод.
Диагноз 6. Оппонент скрывает резко отрицательное отношение к вашей позиций или к вам под маской доброжелательности.
Рецепт. Остроумно сорвите его маску, напомните факт подобной «доброжелательности» прежде и его результат, раскройте его замысел всем присутствующим.
Диагноз 7. Он уличает вас в некомпетентности, играет на ваших ошибках и недоработках, игнорирует факты «за» и «против», тенденциозно толкует ваши слова.
Рецепт. Не проявляйте излишней деликатности. Спросите, о чем конкретно идет речь, ради чего. Попросите высказать его соображения, как выйти из затруднения.
Диагноз 8. Противник постоянно меняет позицию, крутит вокруг да около, пытается найти что-то третье.
Рецепт. Не настаивайте на признании, согласии и поддержке вашего предложения Он - чья-то марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет.
Диагноз 9. Вас грубо одергивают во время разговора (речи, рассуждений).
Рецепт. Не давайте волю своим чувствам. Это - попытка соперника вывести вас из равновесия. По возможности будьте сатиричными, ироничными, саркастичными по отношению к нему, попробуйте спародировать его поведение (разыграй пародию).
Задание:
Возьмите один из диагнозов (на выбор) и с однокурсником разыграйте предложенную ситуацию.
Упражнение 6
Прокомментируйте высказывание Ясена Засурского: «В самые сложные, критические моменты нынешней истории страны наша пресса раскрывает людям правду, истину, которая рождается в споре, в противоборстве мнений. В этом я вижу успех нашей журналистики».
Согласны ли вы с этим мнением? (Ответ аргументируйте).
Упражнение 7
Прочитайте 2 памятки полемиста:
Памятка полемиста № 1
Осмыслите содержание основных законов формальной логики. Попытайтесь самостоятельно найти примеры применения этих законов. Следите, чтобы в процессе спора требования логических законов не нарушались.
Вступая в спор, убедитесь сначала в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он - вашу, затем доказывайте или опровергайте именно выдвинутое положение, а не что-то другое.
Обратите внимание, нет ли противоречий в высказываниях вашего оппонента, не рассматриваете ли вы с ним тот или иной вопрос в разных отношениях, относятся ли высказанные суждения о чем-либо к одному и тому же отрезку времени.
Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника по поводу предмета спора действительно противоречит вашему мнению.
Запомните основные правила выдвижения тезиса и аргументов. Старайтесь не нарушать их, используя в споре логическую операцию доказательства.
Следите за тем, чтобы ни в ваших рассуждениях, ни в рассуждениях противника не было логических ошибок, затрудняющих обсуждение спорной проблемы.
Начинайте спор только тогда, когда будете располагать достоверными и достаточными аргументами для доказательства своей точки зрения.
Обратите внимание на то, чтобы доводы были обязательно убедительными для вашего оппонента и других участников дискуссии.
Памятка полемиста № 2
Приступая к критике позиции оппонента, четко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться в конкретной ситуации: опровергать тезис, критиковать доводы, показывать несостоятельность демонстрации. Не забывайте, что, разгромив доводы противника или продемонстрировав, что из приведенных аргументов не следует данный тезис, вы только разрушите доказательство оппонента, но не опровергнете истинности самого тезиса. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.
Старайтесь применить в споре различные полемические приемы: юмор, иронию, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляцию к публике» и др. Обращайте внимание на то, как эти приемы используются другими полемистами.
Ответьте на следующие вопросы:
- Какие правила следует знать человеку, вступающему в спор?
- Все ли эти правила можно учесть в процессе ведения спора?
- Что вы могли бы еще добавить к представленным правилам, используя полученные из лекции знания?
Упражнение 8
Прокомментируйте данное рассуждение С.И. Поварнина, представленное в книге «Спор. О теории и практике спора», с точки зрения использования полемических приемов:
«Учитель, может легко сокрушить доказательство Пифагоровой теоремы, изобретенное гимназистом «по вдохновению», в грозный час у классной доски. Но теорема Пифагора от этого ничуть не поколеблется. Учитель поставит «кол» за неумение доказать ее, а ученик, может быть ознакомится с «настоящим» доказательством и только. Точно так же, если противник опровергает нашу мысль, но неудачно, и мы разбили его опровержение в пух и прах, одно это еще не значит, что тезис наш истинен. Может быть, наш тезис совершенно ошибочен, да противник-то не умеет его опровергнуть. Такие случаи бывают нередко. Поэтому неудачное доказательство, взятое само по себе, означает только, что человек не сумел оправдать или опровергнуть тезис, а истинности или ложности тезиса не касается вовсе».
Упражнение 9
Прочитайте высказывание И. Канта и ответьте на вопрос: почему умение ставить правильно вопросы является важным в споре?
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
Упражнение 10
Приведите свои примеры использования полемических приемов.
Упражнение 11
Приведите примеры публичных дискуссий (в СМИ, в профессиональной деятельности и т.д.).
Оцените их проведения с точки зрения эффективности.
Какими приемами, правилами, законами пользовались участники дискуссии?
Упражнение 11
Поразмышляйте над следующими заданиями:
1. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию.
2. Какие логические ошибки встречаются в наших рассуждениях?
3. Какие доводы используются в споре?