Тормозные свойства автомобиля

Под этим понятием определяют свойства автомобиля снижать скорость движения по желанию водителя, при необходимости быстро останавливаться, а также удерживать на уклоне во время стоянки.

Торможение автомобиля имеет большое значение для безопасности движения и зависит от его тормозных качеств. Эту роль выполняет тормозная система, предназначенная для постоянного пользования во время движения автомобиля.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля от самопроизвольного движения во время стоянки.

Тормоза современного автомобиля могут развивать тормозные силы, значительно превышающие силы сцепления шин с дорогой. В некоторых случаях для удержания автомобиля на стоянке водители включают вместо стояночного тормоза одну из низших передач. Но на автомобилях с дизельным двигателем применять такой способ в любых ситуациях категорически запрещено.

Управляя автомобилем, водитель должен учитывать возможные изменения весовой нагрузки на ось. При движении с уклона центр тяжести переносится вперед, и при торможении создается опрокидывающий момент, дополнительно нагружающий переднюю ось.
Особую опасность при торможении представляют перевозимые жидкие грузы, не полностью заполняющие емкости – цистерны, так как при торможении жидкость перемещается вперед, увеличивая нагрузку на переднюю ось.

Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Для легковых автомобилей правилами дорожного движения (31 раздел ПДД) установлены предельная величина тормозного пути при начальной скорости 40 км/час – тормоз ножной:- тормозной путь – 14,7 метра.

Тип транспортного средства Тормозной путь, м, не более легковые автомобили и их модификациидля перевозки грузов...............................12,2 (14,5) автобусы с разрешенной максимальноймассой до 5 т включительно.........................13,6 (18,7) то же, свыше 5 т..................................16,8 (19,9) грузовые автомобили с разрешенноймаксимальной массой до 3,5 твключительно.......................................15,1 (19,0) то же, от 3,5 до 12 т включительно................17,3 (18,4) то же, свыше 12 т.................................16,0 (17,7)

Остановочный путь – расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до остановки автомобиля. (тормозной путь и некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя).

Время реакции водителя – от 0,2 до 1,5 сек и более.

Средняя величина (расчетная) – 0,8 сек.

Время срабатывания тормозного привода – 0,2 – 0,4 сек для гидравлики и 0,6 – 0,8 сек для пневматического тормоза.

Безопасное движение возможно только при учете водителем всех факторов, от которых зависит торможение автомобиля.

Торможение - процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги.

Тормозные свойства характеризуют способность автомобиля уменьшать скорость и готовность его к экстренной остановке.

Современные автомобили оборудуют рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами. Рабочая тормозная система является основной, с ее помощью снижают скорость автомобиля, вплоть до его остановки. Надежная им эффективная рабочая тормозная система позволяет водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и остановить его на коротком участке пути.

Тормозные свойства автомобиля оцениваются показателями:

· установившееся замедление автомобиля;

· тормозной путь.

Установившееся замедление – среднее значение замедления за время установившегося торможения автотранспортного средства.

Тормозной путь автомобиля - расстояние пройденное автотранспортным средством от начала до конца торможения.

Замедление и тормозной путь определяют аналитически, а проверяют методами ходовых (дорожных испытаний) или стационарными испытаниями на специальных стендах.

Таблица 2.1.8. Нормативы эффективности рабочей тормозной системы для новых АТС (полная масса).

Категория АТС по классификации Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН, принятой в ГОСТ 22895 – 77 Режим торможения Нормативы тормозной эффективности.
Начальная скорость торможения, км/ч Усилие на педали тормоза, кгс, не более Тормозной путь, м, не более Установившееся замедление, м/с2, не менее
М1     43,2 7,0
М2, М3     32,1 6,0
N1     61,2 5,0
N2, N3     36,7 5,0
Автопоезд с тягачом категории М1     50,7 5,8
То же, с тягачами категорий М2, М3     33,9 6,0
То же, с тягачом категории N1     63,6 5,0
То же, с тягачами категорий N2, N3     38,5 5,0

Таблица 2.1.9. Нормативы тормозной эффективности рабочей тормозной системы для АТС, находящихся в эксплуатации.

Категория АТС по классификации Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН, принятой в ГОСТ 25478 – 82 Режим торможения Нормативы тормозной эффективности.
Начальная скорость торможения, км/ч Усилиена педали тормоза, кгс, не более Тормозной путь, м, не более, при массе Установившееся замедление, м/с2, не менее, при массе
полной снаряженной полной снаряженной
М1     16,2 14,5 5,2 6,1
М2     21,2 18,7 4,5 5,5
М3     21,2 19,9 4,5 5,0
N1     23,0 19,0 4,0 5,4
N2     23,0 18,4 4,0 5,7
N3     23,0 17,7 4,0 6,1
Автопоезд с тягачом категории N1     25,0 22,7 4,0 4,7
То же, с тягачами категорий N2     25,0 22,1 4,0 4,9
То же, с тягачами категорий N3     25,0 21,9 4,0 5,0

Для стояночной тормозной системы критерием эффективности является суммарная тормозная сила, развиваемая тормозными механизмами этой системы. Она должна обеспечивать удержание полностью нагруженного АТС на уклонах, регламентируемых ГОСТ 22895 – 77 для новых АТС и ГОСТ 25478 – 82 для АТС, находящихся в эксплуатации, в соответствии с данными, приведенными в таблице.

Таблица 2.1.10. Нормативы эффективности стояночной тормозной системы.

Категория АТС по классификации КВТ ЕЭК ООН. Уклон, % не менее, для АТС
новых эксплуатируемых
М1    
М2, М3, N1, N2, N3.    
О1, О2, О3, О4    
Автопоезда с тягачами указанных выше категорий    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: