Вопрос 2. Налоговое право как подотрасль финансового права

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Важнейшими источниками являются: Конституция РФ, законодательство РФ и ее субъектов о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах, подзаконные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения.

Основополагающими являются нормы налогового права, закрепленные в Конституции РФ: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти (статьи 71, 72, 74 – 76, 83 – 85, 103 – 107, 114, 125) и правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения (статья 132); основы правового статуса налогоплательщика (статьи 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53).

Законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

· Налоговый кодекс РФ (часть I от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и часть II от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ);

· Федеральные и региональные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Основные принципы, на которых строится законодательство РФ о налогах и сборах, изложены в ст. 3 НК РФ:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, налоговые агенты;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) ФНС РФ и ее подразделения в Российской Федерации;

4) Федеральная таможенная служба Российской Федерации и ее подразделения;

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

7) органы государственных внебюджетных фондов.

Вопрос 3. Классификация налогов и сборов в Российской Федерации

Возможна различная классификация налогов на виды в зависимости от основания.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые – в процессе их расходования. Так, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества. Это – примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это – примеры косвенных налогов.

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода.

Примером реального налога является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п. Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика с большей или меньшей точностью.

Раскладочные (репартиционные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками – на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Таким образом, бюджет (фонд), в который зачисляется конкретный налог, не является критерием для отнесения налога к категории федеральных, региональных или местных налогов.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с главой 24 Налогового кодекса единый социальный налог (ст. 241 НК РФ).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это – одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительные специальные счета учета сумм налога.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, НДФЛ и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость – помесячно или поквартально.

Уплата разовых сборов связывается с событиями, не образующими системы. К разовым относится, например, государственная пошлина.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, которые не столь значимы для выявления их видовых особенностей.

В отличие от законодательства, действовавшего до принятия Налогового кодекса РФ, в настоящее время вместо условного термина «налоговая система» (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте – например, как система налоговых органов) применяется выражение «система налогов и сборов».

Система налогов и сборов – это совокупность всех установленных законным способом налогов, сборов и пошлин на территории страны, действующих в единстве и взаимосвязи. В зависимости от различных оснований принято различать следующие виды налогов и сборов в Российской Федерации.

По уровню бюджетов, в которые поступают налоги и сборы, а также по органам, их устанавливающим и вводящим в действие, различают федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение (признан утратившим силу с 1 января 2006 года);

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.

Сведения о действующих региональных налогах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством финансов РФ, а сведения о действующих местных налогах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

В зависимости от того, какой субъект является налогоплательщиком или плательщиком сборов, налоги и сборы подразделяются на три вида:

1) уплачиваемые только юридическими лицами;

2) уплачиваемые только физическими лицами;

3) смешанные налоги и сборы, уплачиваемые различными налогоплательщиками.

Статья 18 НК РФ предусматривает возможность установления специального налогового режима.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: