double arrow

Принципы и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административно-юрисдикционного производства и представляет собой нормативно установленный порядок осуществления процессуальных действий по применению мер административной ответственности в связи с совершением административных правонарушений.

В КоАП РФ закреплены принципы производства по делам об административных правонарушениях, базирующиеся на конституционных нормах, а именно:

· обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями (ст. 1.6, 1.7, 1.8);

· принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4);

· презумпция невиновности (ст. 1.5);

· объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела (ст. 24.1);

· язык производства по делу и гарантии прав граждан, не владеющих языком, на котором ведется производство (ст. 24.2);

· открытое рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 24.3);

· право на обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судебном порядке (ст. 30.1-30.19).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

· всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

· разрешение его в соответствии с законом;

· обеспечение исполнения вынесенного постановления;

· выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из органически взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется конкретными нормами, устанавливающими права и обязанности участников производства, действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (рис. 3.1). Результаты юридических действий на каждой из процессуальных стадий порождают правовые последствия, влекущие дальнейшее процессуальное движение материалов дела.

Рис. 3.1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Начальной стадией является возбуждение дела. На этой стадии осуществляются юридические действия (включая применение в необходимых случаях мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях), направленные на выяснение обстоятельств совершения правонарушения и личности нарушителя, сбор необходимых доказательств и оформление соответствующих материалов. Завершается данная стадия направлением протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения в установленном порядке органом административной юрисдикции.

Вторая стадия — рассмотрение дела об административном правонарушении — включает подготовку к рассмотрению дела, непосредственно рассмотрение дела и вынесение решения по нему.

Третья стадия — пересмотр постановлений, решений по делам об административных правонарушениях. Эта стадия имеет место в случае обжалования или опротестования вынесенного по делу постановления, не вступившего в законную силу, а также постановления, вступившего в законную силу, и принятых по жалобам на постановления и решения. При этом рассмотрение жалоб по делам об административных правонарушениях осуществляется в установленном КоАП РФ порядке (ст. 30.1-30.10, 30.12-30.19).

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении можно рассматривать как заключительную стадию производства. При этом решаются вопросы, связанные с исполнением постановления о назначении административного наказания, в частности об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления.

С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях можно выделить четыре основных его вида: обычное, ускоренное, упрощенное и усложненное (рис. 3.2).

Обычное производство — наиболее часто встречающийся вид производства, включающий все стадии производства.

Ускоренное производство предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест, административное приостановление деятельности либо административные наказания за нарушения требований законодательства о выборах и референдумах. Для него характерны сокращенные сроки рассмотрения дела, подачи жалобы или принесения протеста на постановление о назначении наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).

Упрощенное производство - осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается на месте совершения правонарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). При этом первая, вторая и четвертая стадии как бы слиты воедино. К упрощенному виду производства можно отнести также введенное с 1.07.2008 г. производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена гл. 12 КоАП РФ и связана с нарушением Правил дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото — и киносъемки и видеозаписи (см. п.4 ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.6 КоАП РФ).

Усложненное производство имеет место в случае применения комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также проведения административного расследования (гл. 27, ст. 28.7 КоАП РФ).

 
 

 

Рис. 3.2. Виды производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства по делу об административном правонарушении

Под участниками производства по делам об административных правонарушениях понимаются:

· лица, заинтересованные в исходе дела (лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель);

· лица, способствующие осуществлению производства (свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор) (рис. 3.3).

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу (как физическое, так и юридическое), вправе:

· знакомиться со всеми материалами дела;

· давать объяснения;

· представлять доказательства;

· заявлять ходатайства и отводы;

· пользоваться юридической помощью защитника;

· пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Кроме того, указанное лицо вправе обжаловать в суд принятые по делу постановление и решение (гл. 30 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, имеет право присутствовать при рассмотрении дела. В отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено только в том случае, если имеются данные о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо ходатайство оставлено без удовлетворения.

В то же время судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие привлекаемого к ответственности лица. При рассмотрении дела о правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо обязательные работы, присутствие указанного лица является обязательным в силу закона (ст. 25.1 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, привлекаемый к ответственности, может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому причинен физический (например, телесные повреждения), имущественный (уничтожение или повреждение имущества) или моральный (нравственные страдания или подрыв деловой репутации) вред.

Права потерпевшего, по сути, идентичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.2 КоАП РФ).

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего, который является несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности самостоятельно реализовывать свои права. К законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны и попечители, родственные связи или соответствующие полномочия которых удостоверяются предусмотренными законом документами (ст. 25.3 КоАП РФ).

Законные представители имеют те же права и несут те же обязанности, которые предусмотрены КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица. В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В их отсутствие дело может быть рассмотрено в случае выявления правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, или в случае совершения правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства, либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено заочно, если имеются данные о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и от соответствующих лиц не поступило ходатайство об отложении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В то же время субъект, рассматривающий дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ).

Защитник и представитель могут участвовать в производстве по делу для оказания юридической помощи соответственно лицу, в отношении которого оно ведется, и потерпевшему. В качестве защитника или представителя допускаются адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента его возбуждения. Данные лица имеют те же права и обязанности, что и защищаемые либо представляемые ими лица.

Ныне в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности (имеется в виду и юридическое, и физическое лицо), может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ по защите предпринимателей (см. ст. 25.5 КоАП РФ).

Следует отметить, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны подлежащие установлению обстоятельства по делу.

Свидетель обязан:

· явиться по вызову субъекта, осуществляющего производство по делу;

· дать правдивые показания (сообщить все известное по делу; ответить на поставленные вопросы; удостоверить своей подписью правильность занесения его показаний в протокол).

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.

Свидетель вправе:

· не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, бабушек, дедушек, внуков);

· давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

· пользоваться бесплатной помощью переводчика;

· делать замечания по поводу правильности занесения своих показаний в протокол.

Следует иметь в виду, что при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости — законного представителя несовершеннолетнего.

Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, для присутствия при осуществлении процессуальных действий (ст. 25.7 КоАП РФ).

Присутствие понятых является обязательным в случае применения определенных мер обеспечения производства по делу (например, при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, изъятии вещей и документов, освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения).

Понятой удостоверяет своей подписью факт совершения в его присутствии соответствующих процессуальных действий и их результаты. По поводу данных действий он вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, которое привлекается для участия в производстве по делу.

Специалист обязан:

· явиться по вызову субъекта, в производстве которого находится дело;

· участвовать в проведении соответствующих действий, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

· удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты (ст. 25.8 КоАП РФ).

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.

Специалист вправе:

· знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

· с разрешения судьи, органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелю;

· делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий, которые подлежат занесению в протокол.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения, привлекаемое для участия в производстве по делу.

Эксперт обязан:

· явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело;

· дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

· дать требуемые объяснения в связи с содержанием заключения (ст. 25.9 КоАП РФ).

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.

Эксперт вправе:

· знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

· с разрешения субъекта, осуществляющего производство по делу, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелю;

· указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Кроме того, эксперт может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода, которое привлекается для участия в производстве по делу. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, осуществляющими производство по делу.

Переводчик обязан:

· явиться по вызову указанного субъекта;

· выполнить полно и точно порученный ему перевод;

· удостоверить верность перевода своей подписью (ст. 25.10 КоАП РФ).

Он предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.

Необходимо иметь в виду, что в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в тех случаях, когда они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к ответственности, потерпевшим и их законными представителями, защитником, представителем потерпевшего, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело; ранее выступали в качестве иных участников в производстве по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе дела (ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ).

При наличии указанных обстоятельств лица, участие которых в производстве не допускается, подлежат отводу. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, должностному лицу, в орган, в производстве которых находится дело. После рассмотрения такого заявления выносится определение о его удовлетворении или об отказе в этом (ст. 25.13 КоАП РФ).

Особое место среди участников производства занимает прокурор, поскольку прокуратура осуществляет в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст. 24.6 КоАП РФ).

Прокурор вправе:

· возбуждать производство по делу об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ);

· участвовать в рассмотрении дела, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дел (ст. 25.11 КоАП);

· приносить протест на вынесенное постановление по делу независимо от участия в деле (ст. 30.10, 30.12, 30.14—30.19 КоАП);

· совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Важно иметь в виду, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (ст. 25.11).

В соответствии со ст. 25.14 КоАП РФ потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому в установленном Правительством РФ порядке возмещаются расходы в связи с явкой к субъекту административной юрисдикции, в производстве которого находится дело. В установленном Правительством РФ порядке оплачивается труд специалиста, эксперта и переводчика. Упомянутые расходы относятся к издержкам по делу об административном правонарушении (ст. 24.7 КоАП РФ).

Кодекс предусматривает порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу (ст. 25.15). Речь идет об уведомлении о месте и времени рассмотрения дела или вызове лиц, участвующих в производстве по делу в суде, у должностного лица, в органе. Причем это уведомление может осуществляться в различных формах: заказным письмом, повесткой, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием других средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату. Установлен также порядок направления извещения гражданам и юридическим лицам.

Рис. 3.3. Участники производства по делу об административном правонарушении

В 2011 г. в КоАП РФ введена гл. 29.1, разрешающая вопросы, связанные с правовой помощью по делам об административных правонарушениях в случаях нахождения лиц, привлекаемых к ответственности, других участников производства за пределами территории РФи необходимости производства процессуальных действий на территории иностранного государства.

В КоАП РФ определены содержание и форма запроса о правовой помощи, порядок его направления, порядок процессуальных действий по вызову свидетеля, потерпевшего, эксперта, находящихся за пределами территории РФ, а также порядок направления материала об административном правонарушении для осуществления административного преследования. Однако все эти действия возможны лишь при наличии международного договора РФ о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, заключенного на началах взаимности с другим государством. Пока такие международные договоры находятся в стадии разработки.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Одной из главных задач производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, объективное и своевременное его рассмотрение. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. фактических данных, на основании которых можно в итоге сделать вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии его вины.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит открытый перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении.

Выяснению, в частности, подлежат:

· вопросы о наличии события правонарушения;

· вопросы о лице, совершившем противоправные действия (бездействие);

· виновность лица в совершении нарушения;

· обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность лица;

· характер и размер причиненного ущерба;

· обстоятельства, исключающие производство по делу, а также

· иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источниками доказательств являются:

· протокол об административном правонарушении;

· другие протоколы, связанные с производством по делу (например, об осмотре места административного правонарушения, о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице);

· объяснения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу;

· показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта и др.

При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 26.2 КоАП РФ).

С точки зрения теории доказательств и практики их применения во всех видах судопроизводства, в том числе производства по делам об административных правонарушениях, доказательства можно классифицировать по конкретным юридическим основаниям. По источнику доказательства разделяются на личные (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, его законного представителя, потерпевшего и других лиц) и предметные (вещественные доказательства, документы и др.). В первом случае носителями информации являются физические лица, во втором — материальные объекты. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, доказательства делятся на прямые и косвенные.

Последние являются сведениями о промежуточных фактах, при установлении связи между которыми могут быть выявлены обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к предмету доказывания. В зависимости от способа формирования доказательств они подразделяются на первоначальные и производные. К первым относятся доказательства, полученные от первоисточника (свидетельские показания), ко вторым — полученные на основе первоначальных сведений от какого-либо промежуточного источника (соседи слышали шум и крики в квартире, видели человека, загружавшего машину и т.д.).

Большое значение для практики имеет решение правоприменителем вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Ориентиром в этом отношении является ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. Не могут быть признаны доказательствами данные, источник которых не установлен, либо данные, полученные с нарушением прав граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, жилища и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ в ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ указано, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В частности, запрещается использование доказательств, полученных с помощью насилия, другого унижающего человеческое достоинство обращения (см. ч. 3 ст. 1.6). Не допускается, например, получение информации в результате оперативно-розыскных мероприятий, административного расследования, проведенных с нарушением порядка, установленного федеральным законом.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что нарушением такого рода может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ.

В качестве доказательства могут быть использованы протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие).

Одним из доказательств является протокол по делу об административном правонарушении. Его содержание определено ст. 28.2 КоАП РФ. По вопросу о роли протокола в качестве доказательства по делу следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ признал, что положение ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ о том, что протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий в том числе позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении. Оно также вправе ходатайствовать о вызове в качестве свидетеля должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.

Другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, также содержат сведения, относящиеся к доказательствам.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, которые имеют отношение к делу. Они могут быть сообщены указанными лицами в устной или письменной форме. Эти сведения отражаются в протоколе об административном правонарушении и о применении меры обеспечения производства по делу, а также в протоколе рассмотрения дела, если он ведется. При необходимости данные сведения записываются и приобщаются к делу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Экспертиза назначается в случаях, если при производстве по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний. При этом судья, орган, должностное лицо выносят определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

Заключение эксперта дается в письменной форме от имени конкретного лица — эксперта. В нем указываются: кем и на каком основании проводились исследования; их содержание. Заключение эксперта должно содержать обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы; выводы, сделанные экспертом. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако несогласие с его заключением должно быть мотивировано (ст. 26.4 КоАП РФ).

Кодекс предусматривает право должностного лица, ведущего производство по делу (например, таможенного инспектора, инспектора Россельхознадзора, Роспотребнадзора и некоторых других контрольно-надзорных органов) в целях экспертизы брать образцы товара, образцы почерка на документах и т.д.; в случае необходимости применять фото- и видеозапись (ст. 26.5 КоАП РФ).

При производстве по делу уполномоченное должностное лицо вправе брать пробы и образцы в качестве доказательств по делу, например образцы почерка, пробы и образцы товаров. При этом составляется протокол (ст. 26.5 КоАП РФ).

Вещественные доказательства представляют собой орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие его следы (ст. 26.6 КоАП РФ). К орудиям правонарушения относятся, например, незаконные средства охоты или рыболовства (запрещенные к использованию оружие, сети и др.), к предметам — соответственно незаконно добытые дикие животные или рыба. В случае необходимости вещественные доказательства фотографируются или фиксируются другим установленным способом (с помощью специальных технических средств) и приобщаются к делу. Об этом делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательством в тех случаях, когда сведения, изложенные в них или удостоверенные организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу. В качестве документов могут выступать материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, банков данных. Документы могут служить и вещественными доказательствами (например, поддельный паспорт).

Являются доказательствами показания специальных технических средств (измерительных приборов), утвержденных в качестве средств измерения (например, показания измерителей скорости движения автомототранспортных средств, наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе), имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую поверку. Показания таких приборов отражаются в протоколе об административном правонарушении или в постановлении по делу, вынесенном в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 26.8 КоАП РФ.

Законодатель придает большое значение объективной оценке собранных по делу доказательств. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, которое должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, при этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола (при невозможности его составления на месте выявления нарушения), обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

К таким мерам относятся:

· доставление;

· административное задержание;

· личный досмотр;

· досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

· досмотр транспортных средств;

· осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

· изъятие вещей и документов;

· отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

· освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

· медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

· задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

· арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

· привод;

· временный запрет деятельности;

· залог за арестованное судно;

· помещение в специальное учреждение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

Если при незаконном применении указанных мер причинен вред заинтересованному лицу, он подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством.

Поскольку указанные меры должны осуществляться в точном соответствии с требованиями законности, законодатель регламентирует порядок применения каждой из них.

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении какой-либо из этих мер.

Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в определенное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения и в случаях, когда составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Доставление может быть применено и по отношению к судну и другим орудиям совершения административного правонарушения в случаях, предусмотренных п. 8 и 10 ст. 27.2 КоАП. В данной статье перечислены должностные лица, уполномоченные осуществлять доставление, а также установлен объем их полномочий применительно к конкретным видам административных правонарушений.

В Кодексе не определены конкретные сроки доставления, но содержатся требования о его осуществлении в возможно короткий срок и о составлении протокола о доставлении либо записи об этом в протоколе об административном задержании либо в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица — может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, а также исполнения вынесенного постановления. Административное задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также иными лицами (должностными лицами военной автомобильной инспекции, пограничных органов и др.) в строго определенных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ.

Об административном задержании военнослужащего или лица, призванного на военные сборы, а также лица, указанного в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (сотрудник уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля, Государственной противопожарной службы и др.), незамедлительно уведомляется военная комендатура, воинская часть, орган или учреждение, в котором задержанный проходил службу. О задержании члена общественной наблюдательной комиссии уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия.

Задержанному лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, о чем делается запись при составлении протокола об административном задержании (см. ст. 27.4 КоАП РФ и ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

О месте нахождения задержанного лица по его просьбе в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник. Если задерживается несовершеннолетний, то об этом в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

По общему правилу, срок административного задержания не должен превышать трех часов. Однако при совершении отдельных категорий правонарушений (например, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; связанных с нарушением таможенных правил и др.) в случае необходимости для установления личности задержанного или для выяснения обстоятельств нарушения срок задержания может быть увеличен, но не более чем до 48 часов. Аналогичный срок задержания предусмотрен в случае совершения правонарушения, влекущего наказание в виде административного ареста. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ).

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, должностные лица которых перечислены в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Общие требования, касающиеся порядка содержания задержанных, определены в ст. 27.6 КоАП РФ и в постановлении Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

Личный досмотр, досмотр вещей,находящихся при физическом лице, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Указанные меры применяются должностными лицами, которые уполномочены осуществлять доставление и административное задержание.

Личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым.

При применении обеих мер обязательно присутствие двух понятых. Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых (ст. 27.7 КоАП РФ).

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, требования к содержанию которого изложены в ч. 6—8 ст. 27.7 КоАП РФ.

Досмотр транспортного средстваосуществляется в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения теми же должностными лицами, которые уполномочены осуществлять доставление и административное задержание.

Досмотр производится в присутствии лица, во владении которого находится транспортное средство, и двух понятых. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, он может быть осуществлен в отсутствие указанных лиц.

О применении указанных мер составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или об административном задержании (ст. 27.9 КоАП РФ).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что речь идет о помещениях и территориях, используемых только для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27.8 КоАП РФ).

Указанный осмотр проводится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. При необходимости применяются установленные способы фиксации вещественных доказательств. О проведенном осмотре составляется протокол, который подписывается законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, а в случаях, не терпящих отлагательства, — иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения,и документов, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения нарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, производится должностными лицами, уполномоченными применять указанные меры, а также составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Изъятие вещей и документов проводится в присутствии двух понятых. В случае необходимости применяются установленные способы фиксации вещественных доказательств.

При совершении правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, в качестве меры обеспечения исполнения постановления о назначении данного наказания применяется изъятие у водителя, судоводителя, пилота удостоверения на право управления транспортным средством (водительского удостоверения, удостоверения судоводителя и др.). Удостоверение изымается до вынесения постановления по делу, а взамен выдается временное разрешение на право управления до вступления в законную силу вынесенного постановления.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются для реализации в соответствующие организации, а при невозможности реализации уничтожаются. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие требованиям стандартов, направляются на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ. При этом образцы указанных средств, веществ и продукции хранятся до вступления в законную силу вынесенного постановления (ст. 27.10 КоАП РФ).

В ст. 27.11 КоАП РФ указано, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены.

В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Действующая ныне редакция ч. 2 ст. 27.11 восприняла позицию Конституционного Суда РФ[49], согласно которой при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу и предназначенного для личного пользования, в целях установления наличия состава административного правонарушения (недекларирование товара) следует учитывать рыночную стоимость товара по месту его приобретения и не включать в стоимость всего товара ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Стоимость иностранной валюты, изъятой в качестве предмета правонарушения, определяется по действующему на день совершения нарушения курсу Центрального банка РФ.

Отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения осуществляется в отношении лиц, управляющих автотранспортными средствами, воздушными судами, судами водного транспорта (в том числе маломерными), а также иными механическими транспортными средствами.

Ныне в ст. 21.20 КоАП РФ определяется порядок отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида лица, которое управляет транспортным средством, если имеются основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Согласно ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ отстраняется от управления транспортным средством водитель, не имеющий при себе документа на право управления им, регистрационного документа на транспортное средство. В соответствии с ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством производится при наличии заведомо неисправимых тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда). Согласно ч. 1 и 2 ст. 12.7 подлежит отстранению управляющее транспортным средством лицо, не имеющее права управления (за исключением учебной езды) или лишенное этого права.

Законом определены случаи, при наличии которых водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством:

· если у правоприменителя есть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

· если водитель не имеет права управления транспортными средствами или лишен этого права;

· если водитель не имеет при себе необходимых документов, предусмотренных законодательством;

· если водитель управляет транспортным средством, имеющим заведомые неисправности определенного характера (см., например, ст. 12.3, ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Отстранение от управления осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида (например, должностными лицами Госавтоинспекции, Государственной инспекции по маломерным судам и др.). При этом составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого эта мера применена.

Согласно ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, осуществляемому должностными лицами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида (ГИБДД, военные автомобильные инспекции и др.)

Данное освидетельствование проводится с применением технических средств измерения, разрешенных к использованию в установленном порядке, обеспечивающих запись результатов на бумажных носителях. В случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,06 мг на 1 литр выдыхаемого воздуха – см. Примечание к ст. 12.8) составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается упомянутый выше бумажный носитель. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства.

При отказе водителя от прохождения освидетельствования либо при несогласии с его результатами, а также в случае, если имеются определенные признаки опьянения, а алкометр показал отрицательные результаты (нередки случаи нахождения водителя в состоянии наркотического опьянения), водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, при этом составляется соответствующий протокол.

Порядок проведения изложенных выше видов освидетельствования установлен постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475[50] и принятыми на его основе приказами Минздравсоцразвития России и МВД России. Результаты проведения медицинского освидетельствования отражают в заключении, форма которого установлена Минздравом России.

Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет ответственность водителя по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (управление автотранспортным средством), по ч. 7 ст. 11.5 (управление воздушным судном), по ч. 2 ст. 11.9 (управление судном, в том числе маломерным, судоводителем) в виде лишения права управления соответствующим транспортным средством на срок, установленный в соответствующей норме КоАП РФ.

Официальные документы о результатах проведенных освидетельствований прилагаются к протоколу об административном правонарушении.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и использования применяется в случаях совершения правонарушений, служащих основаниями для отстранения от управления транспортным средством (уклонение водителя от прохождения освидетельствования на наличие алкоголя, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части и др. (ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3—4 ст. 12.19, ч. 1—3 ст. 12.21.1, ст. 12.26, 12.27).

В ст. 27.13 КоАП РФ установлены правила и основания задержания транспортных средств, порядок их перемещения на специализированные стоянки, а также оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.

Задержание и арест судна. Залог за арестованное судно.В 2011 г. в КоАП РФ в качестве статей, содержащих специальные нормы, введены ст. 27.131и 27.141. В ст. 27.13.1 установлен порядок задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации для выяснения обстоятельств административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 8.17 (нарушение правил добычи водных биологических ресурсов), ст. 8.18—8.20 (нарушение правил ресурсных или морских исследований, правил захоронения отходов и других правил во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России).

О задержании судна составляется протокол. С момента составления протокола судно может быть задержано на срок не более 72 часов, после чего оно подлежит освобождению либо аресту, осуществляемому должностными лицами в порядке, установленном для ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

Статья 27.14предусматривает возможность ареста судна, доставленного в порт Российской Федерации должностными лицами пограничных или таможенных органов. Арест осуществляется указанными выше должностными лицами с участием владельца и двух понятых.

В целях обеспечения производства по указанным делам в гл. 27 КоАП РФ введена ст. 27.18 о залоге за арестованное судно, суть которого состоит во внесении 2физическим или юридическим лицом, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру.

Статья 27.18 устанавливает возможность применения залога за арестованное судно, зарегистрированное в Российской Федерации, и предусматривает применение залога в обязательном порядке за арестованное иностранное судно. Ходатайство о применении залога направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

В ст. 27.18 подробно определены условия внесения залога, рассмотрения ходатайств о залоге, в том числе правила определения суммы залога и его перечисления в депозит суда. Решение о залоге принимается судом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в срок не более 10 дней со дня получения соответствующего ходатайства.

О применении залога МИД России уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага иностранного судна.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей.Арест вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи данных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера, о запрете распоряжаться (а в случае необходимости — и пользоваться) ими и применяется, когда указанные вещи изъять невозможно (в силу значительного объема и т. п.) и (или) их сохранность можно обеспечить без осуществления изъятия. Эти вещи могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, которые назначаются должностным лицом, наложившим арест (ст. 27.14 КоАП РФ).

Арест товаров и других указанных выше объектов осуществляется должностными лицами, уполномоченными производить административное задержание и составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 27.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Арест производится в присутствии их владельца и двух понятых, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие владельца. Об аресте составляется протокол, содержание которого определено ч. 4 ст. 27.14 КоАП РФ. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.

Привод представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ он применяется к следующим участникам производства:

· физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу,

· законному представителю привлекаемого к ответственности несовершеннолетнего лица,

· свидетелю.

Привод осуществляется на основании определения судьи или должностного лица, уполномоченных на рассмотрение дела об административном правонарушении. Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом МВД России с учетом норм Федерального закона «О полиции».

Функции по осуществлению привода с 1 января 2012 г. осуществляются также судебными приставами-исполнителями в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с нарушением требований исполнительного производства (ч. 2 ст. 27.15 КоАП). Порядок деятельности судебных приставов-исполнителей по осуществлению привода установлен Минюстом России.

Временный запрет деятельности

Это кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела, прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Эта мера касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и может применяться только в тех случаях, когда за совершение административного правонарушения в качестве одной из мер административного наказания предусмотрено административное приостановление деятельности, а также когда возникает необходимость предотвратить угрозу жизни или здоровью людей, угрозу возникновения эпидемии или эпизоотии, техногенной катастрофы и иных экстремальных ситуаций.

В ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ подробно перечислены основания административного запрета. Кроме того указано, что административный запрет деятельности допускается для предотвращения причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан либо лиц без гражданства и т.п.

Такое расширение оснований применения временного запрета деятельности связано со значительным увеличением санкций статей Особенной части КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде административного приостановления их деятельности на срок до 90 суток.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом контрольно-надзорного органа, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о соответствующих правонарушениях.

Согласно ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности соответствующего объекта. Срок временного запрета деятельности ныне не установлен.

Помещение в специальное учреждение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих административному выдворению. Учитывая необходимость исполнения административного наказания в форме принудительного административного выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, судья, назначая такое наказание, решает вопрос о помещении такого гражданина в специальное учреждение ФМС России (ст. 29.10 и 27.19).

Кроме того, в специальное отведенное для этого помещение пограничного органа помещаются иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы России, на основании решения судьи или должностного лица пограничного органа (см. также ст. 32.9 КоАП РФ).

К сожалению, в отличие от действовавшего до 1 июля 2002 г. КоАП РСФСР в КоАП РФ не упомянут порядок обжалования действий должностных лиц по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому такие действия могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ, но не в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Президиум Верховного Суда РФ отметил, что сами протоколы о применении перечисленных в гл. 27 КоАП РФ мер, являясь юридическими документами, оцениваются в качестве доказательств по делу и не могут быть обжалованы, но возражения по поводу их составления могут быть отражены в жалобе на постановление по делу[51].

Отметим также, что согласно ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении законодательно урегулирована в гл. 28 КоАП РФ, в которой последовательно определены процессуальные действия, связанные с деятельностью лиц, уполномоченных возбуждать дела.

В ст. 28.1 подробно перечислены поводы к возбуждению дел об административном правонарушении:

· непосредственное обнаружение правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол;

· поступление из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, из средств массовой информации материалов, содержащих соответствующие данные о фактах правонарушений;

· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

· фиксация техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и ряд других поводов.

Уполномоченные должностные лица вправе возбудить дело об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из перечисленных в ст. 28.1 КоАП РФ поводов.

В ст. 28.1 КоАП РФ определены точки отсчетавремени возбуждения дела об административном правонарушении.

Оно считается возбужденным с момента:

· составления протокола осмотра места совершения правонарушения;

· составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу;

· составления протокола о правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;

· вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7);

· вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Четкое указание начальных моментов возбуждения дела имеет большое процессуальное значение для обеспечения прав участников производства по делу и оценки оперативности должностных лиц, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

При отказе в возбуждении дела выносится мотивированное определение, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1).

О совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. Это один из главных процессуальных документов, обеспечивающий доказательственную базу по делу. Реквизиты протокола определены в ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом и указанными выше лицами. В случае их отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку, а также потерпевшему по его просьбе.

Для обеспечения законности при возбуждении дел об административных правонарушениях законодатель определил правовые позиции, касающиеся перечня полномочий должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Анализ ст. 28.3 КоАП РФ позволяет выделить две основные группы таких должностных лиц:

· должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с гл. 23 КоАП РФ;

· должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора, указанных в ст. 28.3.

В ч. 3 ст. 28.3 перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, по которым конкретные группы должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых, таможенных и других органов) вправе составлять протоколы и направлять их на рассмотрение судей и иных уполномоченных органов административной юрисдикции.

Конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с ч. 1—3 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным принимать нормативные правовые акты. Правило ч. 4 ст. 28.3 касается и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: