Н. Н. Ге

Родился в Воронеже в семье потомка французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Французской революции. Учился в Академии Художеств в Петербурге. В качестве пенсионера Академия Художеств побывал в Италии, работал во Флоренции (до 1869). Писал эскизы, портреты, пейзажи. После возвращения из Италии стал членом-учредителем Товарищества Передвижных Художественных Выставок. В 1863 г. написал картину «Тайная вечеря», отличавшуюся новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью, смелой постановкой философско-этических проблем. Несмотря на явный разрыв с академическими канонами, успех работы был настолько общепризнан, что Академия художеств присвоила Ге звание профессора исторической и портретной живописи. Следующей удачей художника стала картина из русской истории «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), в которой реальные события были показаны во всей правде характеров, ситуаций и достоверности обстановки. Замысел картины из жизни Петра I родился у Ге в связи с предстоящим 200-летним юбилеем великого самодержца. Известный исторический эпизод в трактовке художника предстал как реальный конфликт двух близких людей - отца и сына. У каждого из них была своя правда, и Ге увидел в их столкновении не просто личную драму Петра I, как отца, потерявшего в лине сына продолжателя своих дел, а отражение основного исторического конфликта того времени - противоречия между прогрессивной силой петровских преобразований и рутиной старых, косных устоев жизни; противоречия, вылившегося в общероссийскую трагедию, когда царь-реформатор, ломая старину, на крови строил новое государство. С 1870 года он - один из организаторов и руководителей Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике, воспринимаемой им как вечная борьба Добра со Злом, где неизменно торжествует Зло. Живописная манера этого периода творчества приобрела экспрессивность. Сам же художник никогда не был удовлетворен своей работой, создавал несколько вариантов картин, редко доводил их до конца. Личность и учение Христа - постоянно занимавшая художника тема. Уже одна из ранних работ Н. Н. Ге «Тайная вечеря» свидетельствовала о живом увлечении тематикой, но истинный «Страстной цикл», в который вошли картины «Пула» (1891), «Суд синедриона» (1892), «Распятие» (1894) и лр., появился после знакомства с Л. Н. Толстым и его учением. Этот цикл - рассказ об истине и добре, обреченных на страдания, о нравственном усовершенствовании человечества через личную жертву. «В согласии с исторической правдой», Ге, не боясь преступить границы художественности, игнорируя нормы и условности, достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с необычайной силой и достоверностью. Одной из наиболее глубоких по содержанию и новаторской по форме явилась картина «Голгофа». Прием противопоставления персонажей, часто используемый художником, находит здесь яркое и лаконичное выражение: властно простертая рука, подающая сигнал к казни, и Христос, в ожидании долгой и мучительной смерти во имя искупления человечества. Судьба его картин была драматична: их запрещали к показу, подвергала критике церковная цензура, а последнюю картину «Голгофа» (1892) художник не закончил, и публика увидела ее лишь после его смерти: это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: