В. М. Васнецов

Родился и получил первые художественные навыки в Вятке. Будучи учеником духовной семинарии, одновременно брал уроки рисования, помогал художнику Э.Андриоли в росписи вятского собора. В 1868 году поступил в Академию Художеств в Петербурге у П.В.Васина, В.В.Верещагина и П.П.Чистякова. Там же знакомится с с И.Е.Репиным и художниками-передвижниками. В 1873 г. Васнецов впервые серьезно пробует свои силы в живописи. Создал ряд жанровых картин. Первые его опыты в искусстве были связаны с социально-обличительной тематикой («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879). Его произведения отличаются остротой понимания типа, яркостью выражения характера. В 1878 году художник переехал в Москву, где начался новый этап его творчества: он обратился к мотивам русской культуры и истории. Первое полотно на эту тему «После побоища Игоря Святославича с половцами» было создано на основе сюжета древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Новый художественный язык картины доказал бесспорный талант и незаурядность молодого Васнецова. Потом последовал цикл работ на сказочные сюжеты («Аленушка», 1881; «Три царевны подземного царства», 1879).

«Аленушка» - одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной сказки, никогда не создавал «комментарий» к истории, выбор сюжета скорее определялся задачей с наибольшей полнотой раскрыть смысл и эмоциональный характер фольклорного образа. Одинокая, босоногая девчонка в оборванном платьице сидит на берегу пруда и выплакивает свое сиротское горе. Весь ее облик - воплощение печали и страдания. И сама природа словно вторит грустным причитаниям девчушки. Художник особо подчеркивает в состоянии природы таинственную настороженность и мягкую лирическую задушевность: участливо склонились над головой Аленушки ветви осинок, поникли листья камыша и осоки, в сумрак погружен дальний еловый лес, тихо падают в воду осенние листья и даже птицы притихли. Фигура девочки и окружающий ее пейзаж словно слились в едином эмоциональном состоянии. И в этом смысле картина стала первым произведением отечественной живописи, в котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной природы.

Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая силу и величие защитников родной земли. Огромный интерес и любовь художника к народному костюм проявились в оформлении оперы Н.А.Римского-Корсакова, «Снегурочка». Помимо этого, он работал над иллюстрациями к произведениям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, расписывал Владимирский кафедральный собор в Киеве, работал над эскизами мозаик и росписей церквей в других городах, исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и русского павильона для Парижской выставки 1900 года. Значение его творчества для русской культуры огромно. Его искусство, основанное на народных представлениях о красоте и правде, пользуется неизменной любовью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: