Практическая работа № 9

Тема: Педагогическая игра «Проведение пробных уроков»

Цель педагогической игры: повышение познавательной деятельности студентов в овладении педагогическом мастерством, формирование психологической и практической готовности к преподавательской деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНЫХ УРОКОВ»

Педагогическая игра – один из активных методов обучения широко используемый в системе педагогического образования. Педагогические игры способствуют повышению познавательной деятельности студентов, формируют их психологическую и практическую готовность к преподавательской деятельности. При изучении курса «Методика профессионального обучения» (МПО) игра проводится на практических занятиях в форме так называемых пробных уроков.

Создание обстановки, близкой к реальной, показывает будущим преподавателям возможные пути овладения педагогическом мастерством; вызывает потребность в постоянной работе над повышением своего идейного, профессионального и психолого-педагогического уровня; помогает осознать педагогику и как науку, и как искусство.

Первые пробные уроки в академической группе, где будущие бакалавры профессионального обучения, создают благоприятные психологические предпосылки для реализации их потенциальных творческих и коммуникативных способностей для применения знаний и умений, предусмотренных по дисциплине.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

1.1. Педагогическая игра проводится в ходе практических занятий, предусмотренных рабочим планом, по расписанию. Количество часов, выделяемых на этот вид занятий, должно обеспечить готовность выступить в роли преподавателя поочередно всем студентам группы.

1.2. Содержанием педагогической игры является один час урока по машиностроительным дисциплинам в учебных заведениях, реализующих программы НПО. «Урок», как правило, должен включать все этапы процесса обучения по заданной теме при норме продолжительности 45 минут.

Вторая часть занятия (45 минут) отводится для анализа и обсуждения пробного урока, подведению итогов занятия, а также изучению методических указаний к следующему занятию.

1.3. Для проведения педагогической игры как пробный урок, очевидно, не требуется большого количества разных ролей. Центральная роль – «преподаватель». Четырем студентам отводится роль группы «экспертов», в которую входят: «директор учебного заведения, педагог-новатор, педагог-коллега, работодатель», а все остальные – «учащиеся». Возможно увеличение количества ролей. Так, для создания педагогических проблемных ситуаций на уроке намечается исполнитель роли недисциплинированного учащегося.

1.4. График распределения ролей на каждый «урок» составляется заранее на организационном занятии и вывешивается в кабинете по МПО.

1.5. Преподаватель института, как правило, не является непосредственным участником игры. Он играет роль организатор» и режиссера, а также осуществляет контроль и методическое руководство занятием в целом.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЮ»

2.1. Подготовка к проведению пробного урока студент – преподаватель должен начать не менее чем за неделю до намеченного срока. Итогом этой подготовки является методическая разработка урока (включая план и конспект его). План и конспект урока представляются для утверждения преподавателю института не позднее, чем за три дня до проведения.

2.2. При разработке урока любого типа и независимо от его структуры «преподаватель» должен предусмотреть реализацию следующих основных этапов (звеньев) учебного процесса:

- сообщение учащимся учебного материала или руководство их деятельностью при самостоятельном усвоении знаний;

- руководство деятельностью учащихся по применению знаний, формированию у них умений и навыков;

- закрепление и углубление знаний учащихся, проверка и оценка знаний, умений, навыков учащихся.

2.3. Структура урока должна отличаться от традиционной, т.е. урок должен быть разработан обязательно с применением активных методов обучения (дидактическая игра или ее элементы, опорный конспект, программированный контроль, урок с применением проблемно-поискового метода и т.д.).

2.4. В день проведения пробного урока студент-преподаватель заблаговременно проводит подготовку кабинета к уроку, проверяет наличие и исправность наглядных пособий, ТСО, раздаточного материала.

2.5. Проводить «урок» необходимо в соответствии с раздаточным планом.

2.6. Проверку знаний «учащихся» по материалу прошлого урока проводить не формально, добиваясь четких и полных ответов. Проявлять принципиальность при выставлении оценки за ответ.

2.7. При изложении учебного материала не желательно пользоваться конспектом за исключением оправданных случаев. Для поддержания обратной связи применять способы активизации внимания «учащихся». Наиболее эффективными из них являются проблемное изложение материала, а также эвристическая беседа.

2.8. Не спешите переходить к этапу закрепления знаний путем постановки репродуктивных вопросов. Лучший способ закрепления – применение полученных знаний в решении задач и упражнений, проводимых в ходе изложения нового материала.

2.9. Хотя условия игры предполагает, что учебный материал, излагаемый «преподавателем» является новым для «учащихся», избежать отрицательного эффекта от изучения известного можно ярким и необычным для слушателей преподнесением материала, а это достигается большей подготовительной работой.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ «ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЕ»

3.1. Экспертная группа состоит из четырех человек: директора, педагога-новатора, педагога-коллеги и работодателя, которые посещают урок, осуществляют его наблюдение и делают последующий анализ с целью:

- оказание методической помощи преподавателю;

- контроля качества обучения и соответствия учебного процесса основным требованиям научной методики;

- накопления информации о состоянии учебной работы, квалификации преподавателей, уровня знаний учащихся;

- обобщения и распространения передового педагогического опыта.

3.2. Объектом наблюдения на уроке является деятельность преподавателя и учащихся, содержательные аспекты урока, его поэтапное построение, реализация конкретных целей, использование средств обучения, наблюдения и анализ урока проводится по заранее разработанной схеме.

3.3. Перед «посещением» урока группе «экспертов» необходимо предварительно ознакомиться с планом урока «преподавателя». Возможно краткая беседа с ним о целях и задачах «урока».

3.4. Очень важно предварительно определить единую форму записи хода урока и оценок наблюдаемого. Ведь по ходу урока у группы экспертов могут возникнуть мысли, замечания, которые трудно уместить в какую-либо схему. Обычно запись результатов наблюдений ведут в соответствии с фактической структурой урока. При этом на каждом его этапе отражаются деятельность преподавателя и учащихся.

3.5. Не следует стремиться стенографировать ход урока, так как при этом от экспертов ускользают важные его элементы, а сами они не успевают осмыслить и оценить их значение. Очень эффективно использование для целей оценки и наблюдения уроков магнитофонных и видеозаписей.

3.6. При обсуждении «урока» группа «экспертов» в своем выступлении излагает выполненный ими анализ урока, используя сделанные в ходе наблюдения записи. Следует стремиться к объективной и научно обоснованной оценке всех сторон и элементов урока, по возможности избегая оценок эмоционального типа «мне нравится» и т.п.

3.7. При оценке «урока» следует, прежде всего, отметить его положительные, сильные стороны, затем указать недостатки и упущения, имевшие место на уроке, внести предложения по их устранению.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ «УЧАЩЕМУСЯ»

4.1. Эффективность проведения пробного урока во многом зависит от исполнителей «массовой» роли учащихся-студентов.

В порядке подготовки к очередному занятию каждый студент обязан:

- выполнить в полном объеме задание на дом «учащимся», выданное «преподавателем» на предыдущем «уроке»;

- на самом уроке выполнить все требования «преподавателя», внимательно слушать объяснения, точно и аккуратно вести конспекты;

- всем своим поведением «на уроке» способствовать созданию деловой творческой обстановки, облегчая «преподавателю» достижение целей «урока»;

4.2. Все студенты обязаны владеть методикой анализа урока, так как при его обсуждении они выступают в роли «коллег-преподавателей».

5. ХОД ОБСУЖДЕНИЯ «УРОКА»

Обсуждение урока – это его коллективный анализ, в котором принимают участие все участники игры, в том числе «учащиеся».

Первое слово предоставляется проводившему урок «преподавателю», который кратко напоминает цели и задачи данного урока, излагает мотивы выбора методов и средств обучения и дает общую самооценку урока.

Затем ведущий предлагает высказать свои суждения группе «экспертов», которая состоит из директора учебного заведения педагога – новатора, педагога-коллеги (представитель методической комиссии данного учебного заведения) и работодателя. Каждый член экспертной группы оценивает урок, исходя из заранее разработанных критериев оценки.

В заключительном слове преподаватель института по данной дисциплине (МПО) высказывает свои суждения по проведенному «уроку», дает оценку выполнению ролей участниками педагогической игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: