Порядок проведения инвентаризации?

Правила проведения инвентаризаций регламентированы методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии в составе:

• руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера;

• начальников структурных подразделений (служб);

• представителей общественности.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия предприятия должна выполнять следующие функции:

 рассматривает результаты проведенных инвентаризаций;

 представляет руководителю предприятия предложения о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности лиц, виновных в образовании недостач, фактов бесхозяйственности и халатного отношения к своим обязанностям;

 рассматривает вопрос по зачету пересортицы;

 дает предложения по улучшению сохранности материальных ценностей на предприятии;

 по вопросам выявленных излишков и недостач рекомендуют состав комиссий для проведения административных расследований.

При малом объеме работ и наличии на предприятии ревизионной комиссии проведения инвентаризаций допускается возлагать на нее.

При большом объеме работ для одновременного проведения имущества и финансовых обязательств создаются инвентаризационные рабочие комиссии в составе:

• представителя руководителя подразделения предприятия (председатель рабочей комиссии);

• специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).

В состав рабочих комиссий должны включатся опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.

В состав инвентаризационной комиссии можно также включать представителей службы внутреннего аудита предприятия, независимых аудиторских организаций.

Персональный состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждает приказом руководитель предприятия (по форме № ИНВ-22).

В обязанности рабочих инвентаризационных комиссий входит:

- осуществление инвентаризации ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;

- участие совместно с бухгалтерией предприятия в определении результатов инвентаризации и разработке предложений по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списыванию недостач в пределах норм естественной убыли;

- вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;

- оформление инвентаризационных описей и протоколов результатов проверки объектов.

Кроме того они несут ответственность за:

а) соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;

б) полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;

в) правильность указания в описи отличительных свойств товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, цены, а также технических характеристик);

г) правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации и сдачу их в бухгалтерию предприятия в установленном порядке.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям – контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации.

Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана:

- опломбировать подсобное помещение, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

- проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

- получить на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_____________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки в инвентаризационных описях о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель предприятия должен обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций торговых предприятий и т.п.).

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями и отдельными лицами. Записи сумм долга за тем или иным дебитором, которые числятся по данным бухгалтерского учета предприятия, сверяются с записями сумм долгов по данным бухгалтерского учета предприятий дебиторов и кредиторов, а также отдельных лиц.

Особое место в инвентаризации дебиторской задолженности занимают просроченные платежи за продукцию, работы и услуги для предприятий, работающих по учету реализации с момента отгрузки и сдачи работ. В данном случае резерв по сомнительным долгам создается в полной сумме платежных документов, по которым истек срок платежа, установленный в договоре. Проверка расчетов осуществляется либо путем посылки письма, либо путем командирования работников бухгалтерии на предприятие, числящееся дебитором. В том случае, когда счетный работник выезжает лично для проверки расчетов, он по окончании проверки составляет акт. При сверке может оказаться, что задолженность стала нереальной: предприятия ликвидированы и правопреемников установить не удалось, пропущена исковая давность, дебитор не признает долга и т.д. В таких случаях в бухгалтерии предприятия составляются списки на безнадежную дебиторскую задолженность. В списках против каждого дебитора и кредитора указывают причины, по которым долг следует считать нереальным.

Указанные списки представляются на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии. После заключения комиссии долги, по которым истекла исковая давность, а также присужденные судом, но не взысканные в связи с несостоятельностью должника, списываются по распоряжению руководителя предприятия за счет резерва по сомнительным долгам (прочие долги).

Дебиторская задолженность списывается по кредиту счетов дебиторов, на которых числилась задолженность в корреспонденции с дебитом счета 99 «Прибыли и убытки». Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не считается аннулированием задолженности. Она подлежит учету за балансом в течение пяти лет. Списываемая невостребованная кредиторская задолженность зачисляется в состав прибыли предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: