Диагностика как часть педагогической деятельности

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский.

Начнем с наиболее широкого понятия – «диагностика». Этот термин употребляется и в медицине, и в технике, и в других областях профессиональной деятельности. Общее его значение сводится к следующему: диагностика -–это теория и практика постановки диагноза. (Как ставить диагноз: это изучает теоретическая диагностика. Самим процессом постановки диагноза занимается практическая диагностика.)

Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Человек, занимающийся постановкой диагноза (диагност), не стремится к установлению и описанию общих закономерностей; его задача – оказать конкретную помощь в устранении имеющегося неблагополучия.

Таким образом, диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. В частном увидеть общее, типичное – такова главная цель диагноста. Результат – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.

У термина “диагноз” минимум два значения.

Во-первых, под диагнозом может подразумеваться определение сущности, причины какого-либо конкретного неблагополучия с целью его ликвидации. Диагноз влечет за собой определенное решение о воздействии на данный объект. Если это диагноз болезни, врач назначает курс лечения. Если диагностируется неисправность в техническом устройстве, то специалистом осуществляются действия по ее устранению. Если устанавливаются причины неадекватного поведения студента в той или иной ситуации, то педагог, исследуя особенности его мировоззрения, жизненной позиции, ценностных ориентаций и идеалов, разрабатывает систему педагогических действий по формированию ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного социального и профессионального развития личности.

Во-вторых, под диагнозом может пониматься всестороннее, целостное обследование объекта с целью оценить его общее состояние. Такая оценка может потребоваться, например, для профилактических целей. Диагностика в данном случае проводится, чтобы выявить те или иные тенденции становления мировоззрения личности, черты характера, требующие корректирования.

Психологическая диагностика может проводиться также в профориентационных целях. В ходе всестороннего обследования личностных характеристик школьника выявляется его профессиональное призвание. Определяется сфера деятельности, в отношении которой учащийся обладает наибольшим потенциалом (1, 3-5).

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса (10, 4).

В работе со студентами педагогу необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в группе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций молодежи. Чтобы правильно направлять и корректировать свою педагогическую деятельность, он должен регулярно производить анализ воспитательных результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.

Составной частью педагогической деятельности является диагностический компонент, который позволяет учителю оценивать актуальное состояние педагогической действительности, прогнозировать течение учебно-воспитательного процесса, выстраивать иерархию педагогических целей, осуществлять педагогическую деятельность в расчете на конечный результат, распознавать результативность педагогического взаимодействия и своевременно осуществлять коррекцию (9, 3-7).

Средствами педагогической диагностики являются как средства познания и преобразования педагогической практики, включающие анализ, синтез, наблюдение, моделирование, гипотезы, экспериментальные проверки, математическую обработку данных, так и непосредственно диагностические методики, обращенные педагогом в приемы обучения и воспитания.

Как известно, развитие педагогической деятельности осуществляется через освоение системы усложняющих ее форм. Поскольку диагностические действия входят в структуру педагогической деятельности, то установление педагогического диагноза не является для педагога самоцелью, а служит основополагающим этапом в стратегии принятия педагогического решения. Задача педагогической диагностики не только установить, распознать состояние объекта педагогического воздействия, а на основе педагогической процедуры выбрать по отношению к нему педагогическое средство, способствующее его развитию.

Поэтому процесс диагностики в структуре педагогической деятельности строится на решении следующих задач, стоящих перед педагогом:

- использование методов педагогической диагностики в реальном педагогическом процессе при изучении особенностей учащихся и классного коллектива;

- постановка цели деятельности на основе предварительного диагностического обследования;

- нахождение педагогических средств, адекватных целям и условиям педагогической деятельности;

- отслеживание результативности собственной деятельности;

- рефлексия педагогической деятельности.

Данные задачи реализуются через определенные этапы диагностической деятельности:

1. Этап первичного наблюдения за коллективом и отдельными учащимися.

2. Формулирование проблемы исследования. Постановка целей предстоящей воспитательной деятельности. Определение объекта воздействия.

3. Составление программы психолого-педагогического изучения в процессе воспитательной и учебной деятельности. Выбор или разработка методик сбора информации, адекватных целям и условиям воспитательной деятельности. Сбор информации об объекте воздействия с помощью диагностических методик (наблюдение, анкетирование, ситуация выбора и т.д.). Фиксация и интерпретация данных.

4. Анализ фактологического материала, полученного на основе диагностики. Обобщение материала. Составление первичных рекомендаций по педагогической коррекции и развитию отдельных учащихся и коллектива.

5. Конкретизация и уточнение цели воспитательной деятельности на основе материалов диагностики. Составление плана воспитательной работы с учащимися с учетом прогнозирования их развития при условии использования учителем определенных педагогических средств. Обоснование избранных методов и приемов воспитания.

6. Реализация плана. Наблюдение за изменениями учащихся. Фиксация данных. Предварительные выводы об эффективности использованных педагогом средств.

7. Составление отчета о проделанной работе с приложением материалов наблюдений. Заполнение эвристико -алгоритмического предписания.

Применяя различные диагностические методики в своей педагогической деятельности, учитель должен соблюдать следующие правила:

1. Сохранение тайны педагогической цели исследования, скрытой позиции педагога по отношения к испытуемым;

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного;

3. Создание условий максимальной изолированности каждого испытуемого от влияний группы;

4. Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед педагогами, родителями и самими испытуемыми;

5. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая на каждом этапе исследования;

6. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени – от фиксирования отправного исходного начала до выявления результатов на момент завершения работы со студентами.

Итак, педагогическая диагностика помогает нам определить состояние объекта педагогического воздействия, выявить недостатки, выбрать пути и методы педагогического воздействия по устранению недостатков и развитию необходимых качеств личности воспитуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: