Принимающие и отправляющие туристские центры

Туристский отправляющий центр – это регион, порождающий туристов, и представляющий собой не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают.

Рис. 4.1 Туристская система

Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.

В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.

Транзитный регион является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, т.к. именно через транзитный регион могут проходить разные туристские потоки. Однако, цель путешествия - это регион туристской дестинации.

Само слово «дестинация» произошло от латинского слова «местонахождение». Впервые термин «дестинация» в современной трактовке этого слова был введен Лейпером в середине 1980-х гг.. В настоящее время российские ученые спорят о возможности использования тех или иных эквивалентов на русском языке для передачи данного термина. В настоящее время среди западных исследователей и профессионалов от туриндустрии «дестинация» является повсеместно принятым термином с очень небольшими отклонениями в трактовке.

Дестинация – это туристский центр, расположенный на определенной территории, предлагающий определенный набор услуг и товаров, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перемещение, размещение, питание, развлечения и т.д. в соответствии с их запросами по соответствующим видам туризма.

Таким образом, дестинация с комплексом инфраструктурных, рекреационных, производственных и прочих ресурсов представляет собой территорию предпочтительного развития индустрии туризма как на уровне отдельных муниципалитетов, регионов, федеральных округов, так и страны в целом.

В литературе о туризме широко используется термин «курорт». Следует обратить внимание на соотношение терминов «курорт» и «дестинация». Иногда эти термины употребляются как равнозначные понятия.

Курорт – это местность, характеризующаяся уникальными природными лечебными и рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая собой значительный территориальный сегмент туристского рынка.

Условием первостепенной важности создания и развития курортов выступает наличие благоприятных природных условий – ландшафта, воды, воздуха, их сочетания, т.е. существование определенного набора лечебно-рекреационных ресурсов. При этом также принимаются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательности и степень их сохранности, возможность создания сети торговых и общественных центров для сосредоточения в них коммерческой и культурной деятельности, уровень развития транспортной и коммуникационной сети территорий, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.

Главная цель курорта – это организация отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно для определенных территорий термины «курорт» и «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турции), Сочи (Россия).

Однако если рассматривать дестинацию как определенную привлекательную для туристов территорию, то в этом случае дестинация является более широким понятием, чем курорт. Например, Мексика выступает для большинства туристов из стран Западной Европы как цель их интереса и, следовательно, поездки. Акапулько – это лишь часть этой дестинации, хотя он и является одним из самых знаменитых курортов мира. Или, например, для японцев Северная Европа – это одна большая дестинация, а курорты, расположенные в ней, выступают только как ее составные части.

В настоящее время разрабатываются теоретические основы развития дестинации. Подавляющее большинство исследований и практических разработок, осуществленных специалистами ВТО, связанных с развитием туризма на какой-то определенной территории, в том числе и на уровне государств, опираются на основные положения теории дестинации. Например, разработка новых концепций развития таких курортов, как Майорка (Испания), Кентербери (Великобритания), Дубай (ОАЭ), Национальный парк Ману (Перу) и др., полностью была основана на анализе этих территорий и определении перспектив их развития именно как дестинаций, что и позволило им стать в настоящее время одними из самых известных в мире[4].

В научной литературе существует два подхода к определению дестинации:

v с позиции географического подхода:

Дестинация - это конечная цель туристской поездки, территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

v с позиции маркетингового подхода:

Дестинация - это интенсивно производимая и потребляемая совокупность туристских продуктов, разработанных на базе туристских ресурсов и определенной территории, сконцентрированная во времени и в пространстве и предназначенная для определенных категорий потребителей.

Здесь на первый план выходит привлекательность, которая может быть разной для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других – исторические места и музеи, для третьих важны активный отдых и развлечения и т.д.[5]

Дестинация (место назначения) привлекает путешественников, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Каждой дестинации, по мнению В.С. Боголюбова[6], свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие:

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Таким образом, для развития туристской дестинации важно понимать, что впечатления туриста от пребывания в данной местности комплексны и зависят не только от работы предприятий сектора туризма: гостиниц, ресторанов, музеев, транспорта, но и от качества работы муниципальных служб, органов правопорядка, здравоохранения. Различные отрасли, предприятия и организации взаимозависимы в единой цепочке создания ценности в туризме[7].

3. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».

4. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3-4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

5. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Дестинация может быть первичной и вторичной (транзитной). Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес и желание посетить ее, и, соответственно, главная ее цель – удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная или транзитная дестинация представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Ее основная задача – удовлетворение желаний туристов на один - два дня.

Рассматривая ситуацию с позиции устойчивого развития туризма, следует предположить, что первичная дестинация должна привлекать относительно небольшое количество туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже, и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда связана с определенным местоположением, территорией, а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям. При этом возможны и достаточно часто складываются ситуации, когда вторичная (транзитная) дестинация для одних туристских потоков может быть первичной для других (например, города с крупными аэропортами, расположенными на пересечении транспортных маршрутов, при этом обладающие богатым культурно-историческим наследием).

Рис. 4.2 Схема взаимосвязи первичной и вторичной (транзитной) дестинаций

Применительно к въездному туризму типология туристских дестинаций может быть представлена следующим образом.

В первую группу входят крупные столичные города. Они привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурные и исторические центры, как центры деловой активности и т.п. Как правило, в этих городах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые или развлекательные виды обслуживания.

Вторая группа туристских дестинаций состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа – это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, например, специально построенные деревни викингов в Дании или музеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся гостиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих.

Вторую подгруппу составляют так называемые центры для туров, например, Зальцбург. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.

И, наконец, в третью группу туристских дестинаций входят центры, специально построенные для туристов, например, «Диснейленд» во Франции. Вся инфраструктура таких центров направлена только на удовлетворение всевозможных туристских потребностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружающих их городов и поселений.

Бесспорно, дестинация является одним из ключевых понятий в системе туризма, в котором на региональном уровне особенно отчетливо проявляются все взаимосвязи и взаимозависимости данной системы с внешними социально-экономическими макросредами. В работе Горохова А.Ф предложена типология туристских дестинаций, а также классификация их ресурсов во взаимосвязи с различными компонентами туристского продукта (рис. 4.3)[8]


Рис. 4.3 Типология туристских дестинации и классификация их ресурсов во взаимосвязи с компонентами турпродукта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: