Важность расположения. – Первые роды сочинений

§ 1. Доселе видели мы источники изобретения и первое соединение мыслей (периоды, начала прозы).Теперь приступим к составлению полного сочинения, к искусству расположения.

Примеч. Изобретение давало способы думать и, думая, соединять одну мысль с другою. – Расположение учит соображать и, соображая, давать надлежащее направление рассудку и нравственному чувству. Расположение есть действие рассудка и нравственного чувства, которые от частых соображений, от частых примеров сами, наконец, образуются и приемлют надлежащее направление.

§ 2. Ничто так не важно для сочинения, как расположение (operis summa[22], говорит Гораций), и ничем меньше не занимаются начинающие, как расположением. Они все внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит в прекрасных мыслях, в искусстве располагать и составлять сочинение, а не в наружности, которая в живом языке пленяет только один век, одно поколение.

Заметим мимоходом, что живые языки изменяются с каждым 25-летием, сперва достигая совершенства, а потом уклоняясь от оного; и цветущее состояние их едва ли продолжается один век, но сила мыслей и доказательств, но искусство расположения остаются для отдаленнейшего потомства.

§ 3. Еще не зная правил, но живо, пламенно обнимая свежим чувством красоты природы: явление новой зари, торжественный восход солнца, молодой талант хочет писать и – останавливается... Он не знает, чем лучше начать, как удобнее продолжать и чем приличнее кончить... Infelix, – quia ponere totum nesciet[23].

§ 4. Располагать сочинение значит обнимать рассудком все части его и, соображая одну с другою, назначать по нравственному чувству место для каждой: что должно быть в начале, что в средине и что на конце; как лучше соединить начало с серединою, середину с концом, по законам природы, рассудка, нравственного чувства и общих приличий. Напр.:

Прилично ли будет, описывая день, начать вечером, продолжать утром, а кончить полднем? – Нет. Сама природа показывает иной постепенный ход дня.

§ 5. Расположение требует, чтобы все было на своем месте, естественно, занимательно. Для юной неопытности предлагаются правила, но сии правила должны быть подкрепляемы собственным размышлением и наблюдательным чтением лучших сочинений.

§ 6. Все искусство расположения состоит в том, чтобы скрыть искусство и показать что не оно, а сама натура располагает вашими чувствами и ходом вашего сочинения.

Примеч. Один из опытнейших писателей сказал: „Высшее искусство есть не что иное, как самая натура, сокрытая в правилах“.

§ 7. Мы видели, что первый и главный источник всякого сочинения есть предмет или предложение (см. разд. II, §§ 1, 2). – Предметы требуют описаний, предложения, рассуждений. Отсюда рождаются два первоначальные, основные роды сочинений.

Описания и рассуждения

Примеч. Не должно предпочитать один род упражнений другому. Для начинающих оба равно полезны, равно необходимы; оба равно утверждают рассудок и нравственное чувство.

§ 8. Но очень часто мы соединяем описание с рассуждением и стремимся к известной, предположенной нами цели. Таким образом, составляем все виды прозы.

Примеч. Таким же образом составляются и все виды поэзии, но в ней преимущественно говорят чувствования, а рассуждения касаются возможной поэтической, а не действительной истины. Впрочем, поэзия отличается от прозы и целью своею, и средствами, и характером, и действием на читателя.

§ 9. Общая реторика не касается частных видов прозы; она рассматривает только сии два практические невинные сочинения: описания и рассуждения; и, показывая общее расположение их, учит составлять полное, удовлетворительное сочинение и тем полагает твердое основание всем видам прозы.

§ 10. Частная реторика,основываясь на сих главных правилах общего расположения, показывает удобнейший и легчайший путь к достижению предположенной цели. Следственно, частное расположение всех прозаических сочинений относится к частной реторике, где рассматриваются все виды прозы.

XIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: