Переходы от периодов к прозе

§ 1. Переходы от периодов к прозе имеют свои постепенности:
1) период разнообразный, 2) период продолженный, 3) речь непрерывную и 4) речь продолженную.

§ 2. Разнообразный период (multiformis, mixta) все еще сохраняет две части и число членов не выше четырех,но в нем прибавочные предложения бывают не одного периода, а разных. Напр.:

Период разнообразный четырехчленный Карамзина.

Предложение: Петр рожден с гением.

„Если бы Петр родился государем какого-нибудь острова, удаленного от всякого сообщения с другими государствами, то он в природном уме своем нашел бы источник полезных изобретений и новостей для блага подданных [ здесь кончится повышение, два члена и один другому служат условием ]: но, рожденный в Европе, где цвели уже искусства и науки во всех землях, кроме русской, он должен был только разорвать завесу, которая скрывала от нас успехи ума человеческого [ во 2-м члене противоположность первой части ]; и сказать нам: смотрите! сравняйтесь с ними, и потом, если можете, превзойдите их [ кончится понижение и 4-й член взят от cоединительного ]“. Итак, сей период состоит из частей условного, противоположного и соединительного.

Другой пример периода разнообразного,четырехчленного, Карамзина.

Предложение: Вера сохранила бытие нашего Отечества.

„Если мы в два столетия, ознаменованные духом рабства, еще не лишились всей нравственности, любви к добродетели, к Отечеству; то прославим действие веры [ здесь два члена, повышение и условие ]: она удержала нас на степени людей и граждан, не дала окаменеть сердцам, ни умолкнуть совести [ в 3-м члене причина ]; в унижении имени русского мы возвышали себя именем христиан и любили Отечество как страну православия [ здесь конец и изъяснение ]“. Итак, сей период состоит из частей условного, винословного и изъяснительного.

§ 3. Продолженный период (periodicon) соблюдает только вид периода, но в нем части исчезают и число членов не ограничено.

Пример продолженного периода, который имеет вид последовательного и состоит из 7 членов. Карамзина:

„Уже орлы наши парили под небесами Востока [ 1-й член ]; уже крылатая молва несла в страны великого могола имя российской монархини [ 2-й член ]; уже воинство наше, то подымаясь к облакам на хребте гор туманных, то опускаясь в глубокие долины, дошло до славных врат каспийских [ 3-й член ]; уже стена кавказская,памятник величия древних монархов Персии, расступилась перед оным [ 4-й член ]; уже смелый вождь его принял серебряные ключи Дербента из рук старца, который в юности своей вручал их Петру Великому [ 5-й член ]; и сей град, основанный, по восточному преданию, Александром Македонским, осенился знаменами Екатерины [ 6-й член ]: когда всемощная судьба пресекла дни монархини и течение победы ея [ 7-й член ]“.

§ 4. Речь непрерывная (pneuma) есть соединение двух-трех предложений в одну такую общую мысль, которая может быть произнесена одним разом, одним духом (impetu, ore uno). Напр.:

„Болгары, заключив мир с Владимиром, утвердили клятву сими простыми словами: Разве тогда нарушим договор, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде“ (Кар.).

§ 5. Речь продолженная (oratio non periodica) есть соединение многих предложений в одну такую общую мысль, которая не может быть произнесена одним духом и требует остановок. – Это начало прозы. Напр.:

Пример продолженной речи, Карамзина. Общая мысль: Адашев, испытывай все и доноси мне истину.

„Алексий! Ты не знатен и не богат, но добродетелен; ставлю тебя на место высокое, не по твоему желанию, но в помощь душе моей, которая стремится к таким людям, да утолите ее скорбь о несчастных, коих судьба мне вверена
Богом! Не бойся ни сильных, ни славных, когда они, похитив честь, беззаконствуют, да не обманут тебя и ложные слезы бедного, когда он в зависти клевещет на богатого; все рачительно испытывай и доноси мне истину, страшася единственно суда Божия“.

§ 6. У древних классических народов были только два способа соединять мысли – стихи и периоды. Стихи, имея строгую меру стоп, назывались ligata oratio, связанною речью; периоды, не имея строгой меры, назывались soluta oratio, свободною речью.

У древних были только поэты и ораторы, прозаиков не было. Философы и историки считались больше мудрецами, чем писателями. – В Средние веки подражали древним, и ученые писали также стихами и периодами. – Однако ж периоды, хотя и свободная речь, имеют свои части, свои члены, известную полноту слов и выражений, плавность, гармонию, удовлетворительность окончаний и требуют учения реторики.

§ 7. Но люди неученые хотели также писать и писали – как умели, наудачу – может быть, иные с приятностью и со вкусом. Тогда ученые отличили сей способ писать от периодов и назвали его больше, нежели soluta oratio, то есть prosoluta. – Сие слово сократилось, испортилось и стало – проза.

Может быть, ученые дали это имя прозе с некоторым презрением как новизне, в то время ими не одобряемой, ибо выражения homo prosaicus, vita prosaica[19] означают все слишком обыкновенное, пошлое и как будто презренное.

§ 8. Может быть, свойство классических языков, исполненных гармонии, требовало только стихов или периодов. Может быть, того требовал самый навык древних всегда излагать мысли во всей полноте и стройности обдуманных периодов. То ли или другое, но проза, им неприятная, не признана ими в реториках правильным способом соединять и выражать мысли.

§ 9. Новейшие языки – иные больше, иные меньше – способны к периодам. Наш русский равно приятен и в периодах Ломоносова,
и в прозе Карамзина:„Пой, Карамзин, и в прозе глас слышен соловьин “ – звуки Державина.

Примеч. „И в прозе!“ – что это значит? Не то ли что: „и в рубище почтенна добродетель?!..“ Простим поэтам: они услаждают жизнь нашу. Заметим лучше, что если бы периоды и меньше были свойственны языку русскому, то и тогда не следовало бы исключать их из наших реторик, ибо они для начинающих единственный путь к здравому, стройному и приятному соединению мыслей и при том необходимы для узнания изящной прозы.

§ 10. Итак, третий способ соединять мысли в прозе найден в Средние веки и древним был неизвестен, а учеными Средних веков презрен (они не знали изящной прозы!.. и гнали безграмотную...). Посему ни в древних реториках, ни в новых нет об ней ни слова.

Но в наше время проза достигла изящества, ее употребление сделалось всеобщим, имя прозаика отличилось от имени оратора и поэта, и я, угадывая общее желание и дух времени, считаю должным в реторике нашего века показать ее начала.


XII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: