Ораторство у древних и новых

§ 230. Ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (прибавл. 33).

33. Все роды прозы мертвы, они на бумаге; ораторство – живо, оно в устах и действует. И сколько человек даром слова возвышается над бессловесными, столько оратор даром красноречия возвышается над простыми людьми. Он отделяется от прозаиков и, подавая одну руку им, а другую поэтам, становится посреди их на некотором почтенном возвышении.

§ 231. Ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место; оно составляет особое изящное искусство и не довольствует-
ся изобретением, расположением и выражением мыслей, как все
роды прозы, но требует еще произношения – языка действий (прибавл. 34).


34. У нас оратор духовного красноречия называется проповедник; оратор похвальных слов, панегириков – панегирист; оратор судебного красноречия – адвокат, оратор политического красноречия – политик, дипломат. У оратора свое изобретение, расположение и особое выражение мыслей, соединенное с языком действий (в XXVI отделении рассматривается порознь каждая обязанность оратора).

§ 232. Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений; движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души.

Все древние реторики и реторы, от Аристотеля до Квинтилиана, силятся создать оратора. У греков и римлян оратор был вместе и государственный человек.

§ 233. Содержание ораторства – ораторская речь, в которой предлагаются похвалы героям, монархам, любви к отечеству, к добродетели, ко благу людей; или высокие истины нравственные, политические, ученые; или обвинения и оправдания.

Ораторская речь почти столько же подобна рассуждению, сколько описание – повествованию: предметы речи и рассуждения почти равны. Но диссертатор не является сам, не говорит, а пишет и хладнокровно убеждает разум, не заботясь ни о воле, ни о страстях. Оратор сам действует, и не только на разум, но и на страсти и волю других, и не довольствуется одним словом, но заимствует и язык действий.

§ 234. Цель ораторства – благотворная для людей – состоит в том, чтобы согласить различные мнения в одну мысль, различные стра-
сти – в одно направление, различные желания – в единую волю.

У древних ораторство составляло некоторым образом правительственную науку. Ибо в мятежных народных державах достижение столь важной цели есть необходимость. Оно сливалось у них со всеми родами знаний и достигало такой высокой степени, какой едва ли достигает ныне.

§ 235. Три рода речей были у древних: 1) Genus demonstrativum, торжественные речи; 2) Genus deliberativum, политические, и
3) Genus judiciale, судебные. Первые два рода преимущественно блистали в Афинах, последний – преимущественно в Риме.

Иногда сии роды соединялись и смешивались один с другим. Например, Цицерон в речи за Архия судебным образом доказывает права Архия на достоинство римского гражданина, но Архий был учитель его и поэт; посему Цицерон в той же речи говорит похвальное слово изящным искусствам и соединяет судебный род красноречия с торжественным.

§ 236. Торжественные речи у древних гремели в честь и славу героям, гражданам, иногда городам и целым народам. Например, речь Перикла в честь падшим при Марафоне (имеем отрывки), или Горгия – сраженным при Саламине и пр.

Иные называют genus demonstrativum похвальным и описательным родом красноречия. В наше время к сему роду бесспорно отнести можно слова и речи торжественные, похвальные, надгробные и академические.

§ 237. Политические речи имели предметом дела государственные: суждения о войне и мире или о принятии и уничтожении законов, например, речи Демосфена о войне против Филиппа, или
Цицерона о законе Манилиевом, о законе разделения земель против Рулла и пр.

В наше время к сему роду отнести можно: дипломатические и государственные акты (см. выше §§ 82, 83). Манифестыречи монархов и к монархам – речи при выборах дворянства, при открытии разных государственных учре-
ждений, может быть, некоторые военные речи и пр.

§ 238. Судебные речи имели предметом обвинения и оправдания граждан. Таковы почти все речи Цицерона. Например, речь за Квинтия, за Милона или речи против Верреса, против Катилины и пр.

В наше время речи адвокатов.

§ 239. У новейших и у нас в России ораторство несколько изменило древнее направление. Оно избрало себе истины высшие, спасительные для человечества, кои были чужды язычникам, и разделилось на духовное и мирское; особенно возвысилось духовное.

Духовное ораторство основывается на истинах Св. Писания, на учении веры и христианских добродетелей; оно принадлежит пастырям Церкви. К нему
относятся: проповеди, беседы, поучительные и надгробные слова. Мирское осталось в удел писателям и ученым. К нему принадлежат речи и слова торжественные, похвальные и академические. Речи приветственные или поздравительные равно произносятся духовными и мирскими, но они, по самому назначения, не требуют всей обширности ораторских речей. Речи политические произносятся государственными особами, а военные – вождями. – Могут быть и речи забавные, пародические, например, „Похвальное слово сну“ (Бат.)

XXVI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: