Практическое занятие № 4. Тема:Теория аргументации.Логические аргументы

Тема: Теория аргументации.Логические аргументы. Виды силлогизмов.

Цель занятия: выработать представление об аргументе иего разновидностях; уточнить задачи логической аргументации и способы ее применения в разных речевых ситуациях.

Вопросы для обсуждения

1. Разъясните принципиальное различие между бытовой («естественной») и риторической аргументацией, опираясь на общепринятое понятие аргумента как средства, позволяющего убедительно доказать свою правоту. Дайте определение аргумента в риторике.

2. Для пояснения риторической аргументации привлеките элементы логики, исходя из того, что бессвязная нелогичная речь может профанировать самую продуктивную идею. Вспомните старинный термин силлогизм, которым обозначается простейший способ логической аргументации, основанной на причинно-следственных связях.

3. Приводите примеры «простых» силлогизмов. Используйте в качестве материала диалог Платона «Лахет» (тема № 3).

4. Изъясняемся ли мы «простыми» силлогизмами в живой речи? Покажите, что аргумент, даже завуалированный, сложно оформленный, должен иметь ощутимую логическую основу. Приведите примеры «сложных» силлогизмов (энтимема, эпихерма, сорит, дилемма, «пример»), выпишите определения в Словарь.

5. «Замкните цепочку», применяя схему развернутого силлогизма (сорит) во фрагменте из труда по эстетике Баттё (1793): «Верующий человек почитает Бога; тот, кто чтит Бога, чтит его заветы; один из заветов – милосердие к ближнему; милосердие предупреждает преступление, облегчая страдания и нищету; предупреждение преступлений служит интересам государства. Следовательно…».

6. Найдите и проанализируйте аргументы в споре «отцов» и «детей» (по фрагменту романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл.X). Можно ли считать аргументы сторон логическими, основанными на рациональном знании? Совпадает ли применяемая ими логика в своих основаниях?

7. Прочитайте статью проф. Б. Оляшек «Эристические техники в литературной модели спора (на материале избранных романов Ивана Тургенева)» (Приложение 3). Согласны ли вы с мыслью автора статьи: «Следует отметить, что функция спора в романах Тургенева состояла не в том, чтобы выяснить истину, а в том, чтобы указать на передовую силу. Участники споров устремлены на утверждение своих взглядов, и поэтому они прибегают к эристическим техникам недобросовестного спора. Внимание автора сосредоточено больше на участниках, чем предмете спора»?

Опираясь на материалы, содержащиеся в статье, а также в специальных словарях, дайте определение спора с риторической, литературоведческой, философской точек зрения; охарактеризуйте его разновидности и условия, определяющие применение разных технологий в споре. Остановитесь на модели «эристического спора».

Выводы

Образ ритора отражает основные свойства риторической аргументации: логос, этос, пафос. Анализ ситуации спора-«схватки» в романе «Отцы и дети» показал, что возможно рассмотреть ее с различных точек зрения, преломляющих указанные категории: с точки зрения содержания основной проблемы спора; задач и техники убеждения; состояния и динамики аудитории. Участники словесной «схватки» в «Отцах и детях» нередко прибегают к эристическим технологиям, рассчитанным не столько на переубеждение оппонента, сколько на убеждение тех, кто «зримо» или «незримо» присутствует при споре, и за чье присоединение к своей позиции борются полемические противники. Здесь присутствует показательный признак эристической аргументации: использование так называемого аргумента к человеку – включения слов или свойств говорящего в систему доводов: «Вы утверждаете то-то и то-то, потому что это вам выгодно». Вместе с тем, сам автор был убежден, что конценсус (лат. «согласие») является исходным условием и основой всякой убеждающей речи (см. заключительный вывод статьи проф. Б. Оляшек). Об этом же свидетельствует и примиряющий финал романа, напоминающий заключительные строфы оды Г.Р. Державина «Водопад» (1791-1794), где содержится сходная мысль. Любое противостояние, самые сильные человеческие «страсти» рано или поздно поглотятся «рекой времен», олицетворяемой у Державина северной рекой Суной, «матерью» водопадов:

То тихое твое теченье, –

Где ты сама себе равна,

Мила, быстра и не в стремленье,

И в глубине твоей ясна…

Источники


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: