Практическое занятие № 3. Тема:Монолог как «свернутый диалог»

Тема: Монолог как «свернутый диалог».

Цель занятия: дать понятие о функционировании потенциальной диалогичности как движущего начала речи.

Вопросы для обсуждения

1. Расскажите о личности греческого философа Сократа (ок. 470-399 до н.э.) и его вкладе в развитие риторики.

2. Познакомьтесь с книгой ученика Сократа Платона (427 – ок. 347) «Диалоги». Разъясните смысл введенной Сократом формы общения, получившей определение «сократический диалог».

3. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент диалога Сократа с полководцем по имени Лахет и покажите на данном примере, как организуется «сократический диалог».

4. Произведите риторический разбор знаменитой речи Цицерона в Сенате в защиту его друга Марка Клавдия Марцелла. Покажите, что она представляет собой не монолог, а свернутый диалог. Как Цицерон использует то, что в политике принято называть «двойной стандарт»? ( текст выдается преподавателем на занятии )

5. Опираясь на опыт античной риторики, выявите начала диалогичности в речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 г. Переделайте предложенный фрагмент речи таким образом, чтобы монолог превратился в диалог (текст выдается преподавателем на занятии)

6. Подумайте над тем, каким образом открытия античной риторики способствовали формированию теории романного жанра М.М. Бахтина. Приведите примеры из его книги «Проблемы поэтики Достоевского».

Выводы.

В широком понимании диалог (диалогичность) является свойством речевого общения во всех сферах жизни: диалогично общение в целом, речь всегда обращена к кому-то, любой текст имеет адресата. Признаками диалогичности могут обладать разные речевые структуры: научная дискуссия, доклад, праздничный тост, сочинение, обладающее чертами романной поэтики, и т.д.

Диалогичность может иметь философско-этический, педагогический характер («сократический диалог»); ею обеспечивается эффективность политического красноречия (речи Цицерона) и любой убеждающей речи, цель которой – воздействие на слушателя, вовлечение его в диалог.

Принцип диалогичности лежит в основе полифонического романа Ф.М. Достоевского. После работ М.М. Бахтина стало очевидным, что литературные произведения больших жанров (например, отдельные разновидности романов), являясь с формальной точки зрения монологами, в глубинном смысл оказываются диалогами – диалогами автора с его героями, читателями, героев-идеологов – с миром («незавершенным настоящим») и т.д. В этом случае в романе одновременно «звучат» голоса нескольких субъектов и возникает жанр, который определен исследователем как «полифонический роман».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: