Тема: Монолог как «свернутый диалог».
Цель занятия: дать понятие о функционировании потенциальной диалогичности как движущего начала речи.
Вопросы для обсуждения
1. Расскажите о личности греческого философа Сократа (ок. 470-399 до н.э.) и его вкладе в развитие риторики.
2. Познакомьтесь с книгой ученика Сократа Платона (427 – ок. 347) «Диалоги». Разъясните смысл введенной Сократом формы общения, получившей определение «сократический диалог».
3. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент диалога Сократа с полководцем по имени Лахет и покажите на данном примере, как организуется «сократический диалог».
4. Произведите риторический разбор знаменитой речи Цицерона в Сенате в защиту его друга Марка Клавдия Марцелла. Покажите, что она представляет собой не монолог, а свернутый диалог. Как Цицерон использует то, что в политике принято называть «двойной стандарт»? ( текст выдается преподавателем на занятии )
5. Опираясь на опыт античной риторики, выявите начала диалогичности в речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 г. Переделайте предложенный фрагмент речи таким образом, чтобы монолог превратился в диалог (текст выдается преподавателем на занятии)
|
|
6. Подумайте над тем, каким образом открытия античной риторики способствовали формированию теории романного жанра М.М. Бахтина. Приведите примеры из его книги «Проблемы поэтики Достоевского».
Выводы.
В широком понимании диалог (диалогичность) является свойством речевого общения во всех сферах жизни: диалогично общение в целом, речь всегда обращена к кому-то, любой текст имеет адресата. Признаками диалогичности могут обладать разные речевые структуры: научная дискуссия, доклад, праздничный тост, сочинение, обладающее чертами романной поэтики, и т.д.
Диалогичность может иметь философско-этический, педагогический характер («сократический диалог»); ею обеспечивается эффективность политического красноречия (речи Цицерона) и любой убеждающей речи, цель которой – воздействие на слушателя, вовлечение его в диалог.
Принцип диалогичности лежит в основе полифонического романа Ф.М. Достоевского. После работ М.М. Бахтина стало очевидным, что литературные произведения больших жанров (например, отдельные разновидности романов), являясь с формальной точки зрения монологами, в глубинном смысл оказываются диалогами – диалогами автора с его героями, читателями, героев-идеологов – с миром («незавершенным настоящим») и т.д. В этом случае в романе одновременно «звучат» голоса нескольких субъектов и возникает жанр, который определен исследователем как «полифонический роман».