Тема: Значение и состав средств элокуции. Понятие стиля речи. Технология изобретения риторических фигур.
Цель занятия: познакомиться с многообразием элокутивных средств; изучить их функцию, направленную на усиление убедительности речи.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте теоретическое понятие об элокуции, опираясь на справочную и учебную литературу.
2. Дайте определение тропам и фигурам, выявите разницу между ними, приведя конкретные примеры. Почему о «фигурах» мы говорим, в основном, применительно к риторике, а о «тропах» – при анализе художественных текстов?
3. Определите значение следующих тропов и фигур и выпишите определения в словарь: анафора, антитеза, инверсия, метафора, метонимия, оксюморон, параллелизм, перифраз, «фигура умолчания», эллипсис, эпитет, эпифора.
4. Продолжите риторический разбор «Слова на погребение Петра Великого» Ф. Прокоповича (см. Практическое занятие № 7). Найдите и проанализируйте элокутивные средства, которыми пользуется оратор в каждой части своей речи. Определите основное средство словесной выразительности, которое, являясь «сквозным», придает речи монолитность, отражает ее главную политическую идею.
|
|
5. Проанализируйте речь У. Черчилля (1874-1965) (фрагмент) при вступлении его в должность после назначения премьер-министром (13 мая 1940 года, Лондон) с точки зрения применения в ней средств и приемов элокуции.
6. Прочитайте полный вариант речи У. Черчилля, пользуясь интернет- ресурсами ( http://militera.lib.ru/docs/ww2/leaders/speeches/churchill_1940-05-13.html), Обдумывая содержание текста, оттолкнитесь от общеизвестных фактов: 1 сентября 1939 г. Германия вторглась в Польшу – началась Вторая мировая война. 3 сентября в 11 часов утра в войну официально вступило Соединенное Королевство, а в течение 10 дней и все Британское Содружество.
Почему оратор особо оговаривает краткость своего выступления, рассчитывая при этом на понимание «друзей и коллег»?
Определите, к какому речевому жанру (жанрам) целесообразнее отнести данную речь.
7. Присутствует ли в речи «сквозная» образность, одновременно выполняющая и логизирующую функцию?
8. Какой из элокутивных приемов для данной речи является доминирующим? Как это связано с ее основной задачей, с историческим моментом, когда произносится речь?
9. Усиливается ли эмоциональное впечатление речи благодаря элокутивным средствам? Мотивируйте свой ответ.
Выводы
Оратор должен не только продумать содержание речи и выстроить его согласно главной цели и вытекающей из нее логики, но и «украсить» речь словами, которые, при точности и «уместности» подбора, реализуют необходимый воздействующий эффект. Элокуция важна в создании атмосферы, обеспечивающей контакт оратора с аудиторией. Ей принадлежит ведущая роль в достижении эмоционального впечатления, без которого коммуникативные отношения между оратором и адресатом речи могут не реализовать себя в полной мере. При этом нужно помнить, что средства, которыми пользуется элокуция, прежде всего, нацелены на то, чтобы убедить аудиторию в правоте говорящего, в то время как целью художественного дискурса является его «заразительность» (Л.Н. Толстой), вовлечение слушателей в атмосферу «сопереживания», что не имеет прямой установки на воздействие.
|
|
Источники
Из речи Уинстона Черчилля в палате общин при вступлении в должность после его назначения премьер-министром (цит. по: Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. М., 1997. С.167-168).
.
Литература
1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978 (или в др. издании).
2. Безменова Н.А. Схема концепции риторики // Ее же. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
4. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Его же. Избр. труды. Т.1. М., 1997.
5. Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэты в системе средневековой грамматики и риторики // Его же. Избр. труды. М., 1. 1997.
6. Дюбуа Ж. Общая риторика. М., 1986.
7. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике // Его же. Полн. собр. соч. Т.VII. М.; Л., 1952. С. С.19-79; Краткое руководство к красноречию // Там же. 89-378.
8. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.
9. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов н/Д, 1999.
10. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1971.
Текст