Нерон как образ и культурно-исторический тип

Жизнь и деятельность Нерона характеризуются, с одной стороны, особой исторической ситуацией — нарастающим ощущением исчерпанности традиционного общественного уклада при отсутствии еще сколько-нибудь определившихся форм, призванных его сменить, и, с другой, — особым типом личности, не способной адекватно видеть реальность, авторитарной и произвольной в своих решениях, неуравновешенной, эксцентричной и жестокой. Сочетание подобной ситуации и подобного типа личности повторяется в истории неоднократно.

В нем обнаруживается некоторая психологическая модель власти, которая, никак не будучи реально связана с Нероном, соотнесена с ним как со своеобразным эталоном, воспринимается как его эхо. Острое ощущение устарелости существующего уклада жизни побуждает властителя заменить его отношениями и ценностями, которые представляются ему более современными, привлекательными и живыми. Но поскольку ясной, исторически созревшей и потому приемлемой для общества альтернативы существующему укладу нет, то властитель начинает чувствовать себя вправе и даже обязанным такие отношения и ценности создать и утвердить — создать, несмотря на их абстрактность, субъективность, фантастичность, утвердить вопреки принятым и еще живым нормам, опираясь на принуждение и жестокость, на абсолютный характер своей власти, в силу которого он может позволить себе любое поведение, любую эксцентричность, любой эпатаж, раздражение, нервозность, подозрительность. <…>

Уже современники, а вслед за ними и потомки, видели в Нероне не столько исторического деятеля, сколько необычную личность — чаще всего преступную. <…>

Тот факт, что в памяти культуры сохранился в основном образ Нерона, объясняет значительный удельный вес в литературе о нем беллетристических публикаций (напр., А. В. Амфитеатров, «Зверь из бездны»; Г. Сенкевич, «Камо грядеши»; В. С. Дуров, «Нерон, или актер на троне»; М. А. Кузмин, «Смерть Нерона»; G. Walter, "Neron"; J.-C. Pichon, "Saint Neron»).

(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия //http: // www. megabook. ru)

Практическое занятие № 7

Тема: Законы построения речи. Диспозиция в теории и практике коммуникации.

Цель занятия: показать, что идейно-стилистическая целостность речи зависит от ее построения; выявить принцип соответствия между задачами высказывания и построением речи; освоить функцию каждой из основных «частей» речи (введение, основная часть, заключение) и характер связей между ними.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте понятие д испозиции с теоретической точки зрения. Проанализируйте функции введения, основной части и заключения в составе речи.

2. Изучите «образцовый» ораторский текст – речь Ф. Прокоповича, прочитанную по случаю смерти Петра Великого (1725). Коротко расскажите об ее авторе. Дайте понятие о гомилетике.

3. Покажите, как в речи реализуется жанр «надгробного слова», какие ритуальные нормы соблюдает оратор.

4. Выделите в «Надгробном слове на погребение Петра Великого» основные части, определите их функцию и связь между собой. Проследите, как оратор последовательно воздействует на настроение публики, сначала погружая ее в состояние скорби, а затем, через перечисление заслуг Петра, выводя к мыслям о славном будущем России.

5. Какими риторическими приемы применяет Феофан, переходя от тезиса к тезису, от части к части? Какими средствами невербальной риторики он – можно предположить – при этом пользуется?

Выводы

Необыкновенное влияние на публику, которое имела речь Феофана Прокоповича (чтение продолжалось 1,5 часа) связано не только с эмоциональным воздействием речи, но и с внутренней логикой, предопределившей план «Слова». Для обучающегося основам риторики полезно четко выделить отдельные части речи, определить их функцию в составе целого, найти и осмыслить «связки» между ними. Искусство оратора состоит в том, чтобы, меняя громкость и высоту голоса, чередуя тональность «страстной» скорби с элегической грустью, с патетикой утверждения величия, достигнутого Россией, и достаточно рациональным (при данных обстоятельствах) анализом заслуг Петра, а также излагая в заключительной части программу развития России в будущем, – добиться всестороннего эффекта воздействия, овладеть настроением «публики», ее душевным состоянием и направить их в нужное Феофану, как политику и церковному деятелю, идеологическое и моральное русло. Ораторское мастерство Феофана Прокоповича служит наглядным уроком для современного оратора.

Источники

Прокопович Феофан. Слово на погребение Петра Великого // Западов В.А. Русская литература XVIII века. 1770-1775. Хрестоматия. М., 1979. С.53-55.

Литература

1.Аннушкин В.И. История русской риторики. М., 1998.

2. Безменова Н.А. Схема концепции риторики // Ее же. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

3. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

4. Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? // Риторика. Специализированный проблемный журнал. М., 1995. №2; М., 1996. №1.

5. Граудина Л.К., Миськевич Г.Н. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

6. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

7. Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.

8 Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике // Его же. Полн. собр. соч. Т.VII. М.; Л., 1952. С. С.19-79; Краткое руководство к красноречию // Там же. 89-378.

9. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.

Текст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: