ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми,которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочериКоре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. СимволамиДиониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображалив виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не толькоторжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивалиряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазалилицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанрадревнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия(названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражаласерьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую.Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздникахв честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлениютрагедий. Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами словатрагедия и комедия. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов:трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновьведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово «комедия»происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпыряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельскихпраздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песньгуляк". Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии,которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическуюоболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозныевоззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достиглазначительного развития. Античная история передает, что первым афинскимтрагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.).Первая постановка еготрагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий.Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральныхкостюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одногоисполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами,отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различныхперсонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразнымдиалогом между актеров и хором. При этом, хотя количественно партия актерав первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именноактер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичногоначала. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивампримешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или дажеединственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященнойДионису. Так, стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собойэлементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (впереводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценоктакже назывались мимами).Героями мимов были традиционные маски народноготеатра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащийвсех, и т.д. Комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Онапостоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политикиАфинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы идр. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что вней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельныхграждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил,Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократи другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создаетобычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народногокомедийного театра. Например, Сократ в "Облаках" Аристофана наделен нечертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной излюбимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существоватьтолько в условиях афинской рабовладельческой демократии. Театр Афин.Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусстводостигло в творчестве великих трагиков V в. до н. э. – Эсхила и Софокла. Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открылвозможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилилдейственную сторону театрального представления. Это был настоящийпереворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актераи хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажисталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировалисвои действия. Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особовыделяются следующие: "Персы" (472 г. до н. э.), где прославляется победагреков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.э.); "Прометей Прикованный" - возможно, самая известная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям ижестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известнаятем, что единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, вкоторой мастерство Эсхила достигло своего расцвета. Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремленийсвоего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных началв развитии общества, в государственном устройстве, в морали. ТворчествоЭсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии. На смену Эсхилу пришел Софокл (496-406 до н. э.), который продолжил еготрадиции, но в то же время ввел новшества в творчество трагедий. Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своегосовершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические частикомедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым идостоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и даватьмотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софоклапродолжает играть важную роль в трагедии. Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикламифов.Это "Антигона"(около 442 до н. э.),"Царь Эдип" (около 429 до н.э.) и"Эдип в Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти Софокла).В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит мифо фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Истоки римского театра Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовымиграм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздникСатурналий - в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этогопраздника было "переворачивание" привычных общественных отношений:господа на время становились "рабами", а рабы - "господами". Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздникисбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собойнебольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи сокончанием жатвы. На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни- фесценнины. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали ив последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражениесоциальная борьба между плебеями и патрициями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Основойдля сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов. В 364 г. до н. э.Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решилиустроить сценические игры. Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерамстала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточныйдиалог, написанный нескладными стихами, а также жестикуляцию. Так возниклисатуры (в переводе значит "смесь").Сатуры были драматическими сценкамибытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыкуи танцы. Еще одним видом драматических представлений комического характераявлялись ателланы, которые были позаимствованы у других племен, населявшихАпеннинский полуостров, с которыми Рим вел непрерывные войны. Молодежьувлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников. Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры,что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народноготеатра не пошло. Это объясняется консервативным укладом римской жизни исильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельноймифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в томчисле драмы. ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬя Литургическая и полулитургическая драма Одной из форм театрального искусства раннего средневековья сталацерковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельскихигрищ, церковь стремилась использовать действенность театральнойпропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, оего погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняялитургическая драма. Существовало два цикла такой драмы - рождественский,рассказывающий о рождении Христа, и пасхальный, передающий историю еговоскресения. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы"актеров", создаются "режиссерские инструкции" с точным указанием теста идвижений. Всем этим занимались сами священники. Устроители литургических представлений накопили постановочныйопыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другиеевангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочныеэффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение. Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силахсовладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-подсводов храмов на паперти. Рождается полулитургическая драма (середина XIIв.).И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства,подпал под влияние городской толпы. Теперь она диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников,полностью перейти на родной, понятный толпе язык. Мистерия Время расцвета мистериального театра - XV-XVI века, время бурногорасцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже взначительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал подвласть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцветасредневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых"мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозныхпраздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднествпостепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опытсредневекового театра. Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: "ветхозаветный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов; "новозаветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и "апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично измираклей о святых. Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра,накопила огромный сценический опыт, который был использованпоследующими жанрами средневековья. Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус ктеатру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. Но к 1548году мистериальным обществам, особенно широко распространенным воФранции, запрещают показ мистерий: слишком ощутимой стала критическаякомедийная линия мистериального театра. Причина гибели еще и в том, чтоона не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных силобщества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистическинастроенных, а площадная форма и критичекие элементы вызывали гоненияцеркви. Историческая обреченность мистерии была предрешена внутреннейпротиворечивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и своюорганизационную почву: королевская власть искореняет все городскиевольности и запрещает цеховые союзы. Мистерия подвергается резкой критикесо стороны как католической церкви, так и реформационного движения.