Регионализация

Исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.

Регионализм — соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Эта тенденция развития мировой экономики предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства.

Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100.

Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

II. Также развитие мировой экономики характеризуется и другими особенностями:

- повышением роли транснациональных корпораций, транснациональных инвестиционных фондов, развитием свободных экономических зон, функционированием большого количества оффшорных центров.

Транснациональная корпорация (ТНК) – любая компания, которая имеет производственные мощности за границей.

Свободная экономическая зона – четко обозначенная промышленная территория, где действуют особые таможенные, торговые и хозяйственные правила страны, отличные от экономических условий на остальной ее части, льготный режим ввоза и вывоза товара, иностранным инвесторам при ведении деятельности в данных зонах предоставляются определенные налоговые и финансовые льготы.

СЭЗ — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей.

Налогообложение. Резиденты СЗЗ уплачивают налог на прибыль и доходы по ставке 15 %, налог на добавленную стоимость по ставке 10 %.

Прибыль, полученная-резидентами СЭЗ за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобож­дается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь.

Основные цели создания СЭЗ:

1) Решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

2)Привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготам, экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур.

3)Организация новых производств, продукция которых пойдет на экспорт.

4)Ускорение развития отсталых в экономическом отношении регионов за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления финансами, новых методов труда ит.д.

5)Привлечение новейших технологий, передового зарубежного опыта производства, зарубежных специалистов.

6)Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

7)Создание новых рабочих мест.

Иностранные инвесторы при принятии решения об инвестировании в СЭЗ учитывают следующие факторы:

- географическое положение;

- близость к крупнейшим рынкам сбыта;

- близость транспортных узлов;

- стабильность в стране и регионах, где создается СЭЗ;

- стабильная законодательная база страны.

На территории Республики Беларусь действуют следующие свободные экономические зоны: «Брест», «Минск», «Ви­тебск», «Гродно-инвест», «Гомель-Ратон», «Могилев».

-- «Минск» 1400 га(промышленные районы г Минска 900 га: «Шабаны»-«11-ый км»-«Завод «Радиан»; свободные площади рядом с городом, производственно-техническая территория около Нац. аэропорта «Минск», территория на пересечении автомагистралей Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск-Могилев/Минск-Гомель).


4. Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.

При­зна­ки ин­те­гра­ции:

· взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и пе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

· на этой ос­но­ве про­ис­хо­дят глу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

· не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры).

Ус­ло­вия ин­те­гра­ции:

1. раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;

2. на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ние ус­ло­вий для ин­те­гра­ции - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за).

Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов (сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ (две пер­вые фор­мы):

  Тип ин­те­гра­ции При­зна­ки
11. Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли (1-ая интеграционная ступень) Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. Таможенный досмотр на границах между странами внутри зоны не отменяется, так как каждая страна вправе запретить ввоз или взыскать пошлины с товаров, которые закуплены вне зоны другими ее участниками. Положительными моментами создания ЗСТ являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств-участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ для импорта может создать определенные трудности для отечественных производителей (усиление конкуренции). При­ме­ры: НАФ­ТА, АН­ЗСЕР­ТА, рань­ше ЕЭС.
22. Та­мо­жен­ный со­юз (2-ая интеграционная ступень) Еди­ная внешнеторговая и та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Т.е. ТС отличается от ЗСТ тем, что его участники не только отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле, но и проводят общую таможенную и внешнеторговую политику. Соответственно отпадает необходимость в таможенной службе на границах между странами союза. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа (на часть товаров и услуг). Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия. При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС; РФ и РБ; РБ, РФ и РКазахстан.
33. Единый об­щий ры­нок Более совершенная форма экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Кроме всего предыдущего он предусматривает унификацию (объединение) технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства. Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей. Примером мог быть Союз между РБ и РФ, но реально пока этот союз малодейственнен.
44. Эко­но­ми­че­ский со­юз (высшая форма современной интеграции) Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах. Пример пока только один – ЕС (в его составе 15 государств)
45. Ва­лют­ный со­юз Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся: 1. со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют; 2. ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц; 3. соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты; 4. фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы. В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.
66. Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы. Ус­ло­вия: · об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма; · на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов; · еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во; и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: