Анализ указанных типичных состояний показывает, что они чётко делятся по двум основаниям:
1. Активность – пассивность
2. Позитив – негатив
Пассивность | Активность | |
Негатив | II БМП | III БМП |
Позитив | I БМП | IV БМП |
Процесс рождения начинается с пассивного–позитивного состояния (I БМП), затем он переходит в пассивно–негативное состояние (II БМП), далее в активно–негативное состояние (III БМП) и, наконец, выходит в активно-позитивное состояние (IV БМП).
Эти стадии соответствуют стадиям развития конфликта:
бесконфликтность – противодействие – борьба – разрешение.
Смысл этого процесса – из пассивно-удовлетворительного состояния перейти к активно-удовлетворительному в новых условиях, преодолев препятствия на пути.
С этой точки зрения рождение представляет собой виток спирали, где начальная и конечная стадия процесса качественно сходны, но на разных уровнях развития. Этот базовый переход отражён во множестве метафор: «через тернии к звёздам», «светлый путь», «выйти в свет», «счастье в борьбе», «борьба с силами тьмы».
|
|
Возможно, диалектика рождения является прототипом всех качественных переходов и преобразований одной системы в другую. С другой стороны, можно предположить, что ментальные стереотипы рождения являются призмой, через которую человек воспринимает мир, усматривая в нём сходные процессы. Отсюда, возможно, философия, включая диалектику и синергетику, являются лишь ментальными проекциями базовых перинатальных матриц философов.