Рождение и деятельность

И. С. Шемет

доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии РГУФКСиТ

Влияние особенностей рождения на жизнедеятельность человека выявлено в трансперсональной психологии, ребёфинге, перинатальной психологии. Все эти направления основаны на эмпирических исследованиях, клинических наблюдениях, и в силу этого исследуемые факты пока не нашли себе места в объяснительной системе научной психологии, опирающейся на строгие методологические процедуры. В данной статье будет предпринята попытка дать объяснение феномену исключительного влияния рождения на жизнедеятельность с точки зрения общепризнанных научных концепций.

Теория деятельности. В акушерстве есть понятие «родовая деятельность», под которым понимается активность плода во время рождения. С точки зрения психологии, здесь нельзя говорить о деятельности в полном её объёме, так как отсутствует ряд компонентов деятельности: например, осознанность и планирование. Однако, в родовой деятельности присутствует важнейший признак - это целенаправленная активность. Если сравнить предыдущий утробный период развития плода с периодом рождения, становится очевидным, что рождение – это самая первая попытка деятельности у человека. Термин «попытка» употребляется в связи с тем, что далеко не у всех рождённых младенцев родовая деятельность прослеживается. Часть из них никакой активности не демонстрирует, «замирает» в родах, а часть рождена путём кесарева сечения, не требующего от новорождённого никаких личных усилий.

Методологический принцип о единстве сознания и деятельности гласит, что психика развивается в деятельности. Если первая попытка деятельности – это рождение, то неизбежно существенное влияние этой деятельности на психическое развитие, а стало быть, особенности родовой деятельности в значительной степени обуславливают дальнейшую жизнедеятельность. Приведённая дедукция даёт основания применять способы и результаты научных исследований деятельности к процессу рождения, рассматривая рождение как пра-образ человеческой деятельности.

Мотивация. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей. Наиболее развёрнутые теории выделяют разнообразные виды потребностей: от потребности в безопасности до потребности в самоактуализации (А. Маслоу). Очевидно, что родовая деятельность не может быть однозначно отнесена ни к одной из потребностей, хотя в том или ином виде удовлетворяет их все.

По-видимому, родовая деятельность, как пра-образ деятельности, реализует и некую пра-потребность человека, лежащую в основе всех других потребностей. Я считаю, что это базовая потребность в выживании, желание жить и быть. Можно назвать её волей к жизни. Воля к жизни реализует потребность в выживании и проявляется в виде деятельности в период рождения человека.

Далее эта базовая потребность развивается, дифференцируется и феноменологически проявляется в других потребностях: физиологических, социальных и др. Однако, потребность в выживании и желание жить остаётся как генеральная пружина, суперфактор, определяющий силу других мотиваций. Получается, что структура потребностей человека представляет собой временную развёртку интегрированной потребности в выживании, в наиболее концентрированном виде проявленной при рождении человека. Здесь ключ к пониманию проблемы воли как психологической сущности.

Воля. В разнообразных психологических теориях воля всегда связывается с преодолением человеком внешних препятствий. Первым настоящим препятствием в жизни у человека являются родовые схватки матери в период рождения. Если принять, что базовая потребность человека – это потребность в выживании, а родовые схватки матери - это первое значительное препятствие в жизни, угроза выживанию, соответственно, родовая деятельность – первое активное преодоление внешних препятствий, первое проявление воли. Следовательно, родовая деятельность в наиболее чистом виде являет волю к жизни человека, желание и способность преодолевать препятствия. Воля как базисное свойство человека дифференцируется в онтологическом развитии и преобразуется в волевые качества личности как устойчивые характеристики, либо в волевые процессы как динамические структуры.

Если онтогенез воли и деятельности вырастает из рождения, то особенности рождения обуславливают системные свойства личности и деятельности: активность личности, мотивацию деятельности и волевые качества. Если ребёнок в момент рождения демонстрировал высокую активность, силу и выносливость, то есть основания полагать, что и в других жизненных взаимодействиях ему будут характерны эти же свойства. Напротив, слабая родовая деятельность, безволие и пассивность, проявленные в рождении, будут характерны и в дальнейшем жизненном пути. Эти закономерности подтверждены эмпирическим путем в трансперсональной и перинатальной психологии.

Здесь возникает вопрос о причинной обусловленности самого процесса рождения: является ли рождение первопричиной, либо проявлением других, более ранних детерминант? Согласно принципу детерминизма, все психические явления причинно обусловлены. Если родовая деятельность – это психически регулируемый процесс, то существуют причины того, почему один младенец рождается активно, а другой пассивно. Теоретически возможно найти эти более глубокие источники, обуславливающие процесс рождения и весь жизненный путь. Естественнонаучная парадигма, в которой развивается современная психология, позволяет усматривать генетические причины психических явлений. Однако это уже другой уровень объяснений.

С точки зрения психологических категорий личности и деятельности принципиально то, что рождение – это первое яркое проявление личности и деятельности, которое является праобразом, или матрицей дальнейшего развития индивидуальности. Эта аргументированная посылка открывает новые возможности для психологических исследований связи рождения и деятельности, рождения и воли, рождения и личности, рождения и взаимоотношений.

Теоретические преимущества данного подхода заключаются в значительном упрощении объяснения, уменьшении числа детерминант, нахождении системного источника разнообразных явлений – рождения. Ограниченность данного подхода заключается в опасности редукционизма, сведения сложных психических явлений к перинатальным матрицам.

Практическое преимущество предлагаемого подхода очевидно: рождение – это явный процесс, практически всегда сопровождающийся квалифицированным наблюдателем (акушером), в отличие от аморфных и скрытых психических процессов, свойств и состояний, наблюдение и диагностика которых весьма проблематична.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: