Расы и видовое единство человечества

Расы - это систематические подразделения внутри вида Homo sapiens. Каждая раса характеризуется совокупностью наследственно обусловленных признаков (цвет кожи, глаз, волос, рост, особенности мягких частей лица, черепа и др.). Расы человека начали формироваться, как полагают, в эпоху позднего палеолита (около 30-40 тыс. лет тому назад). Тогда многие расовые признаки имели адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Например, у представителей экваториальной расы тёмная окраска кожи возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей, удлинённый тип пропорций тела, полезный для теплорегуляции в жарком климате, сформировался, вероятно, как способ увеличения поверхности тела по отношению к его объёму.

Формирование части расовых признаков происходило под действием естественного отбора. Некоторые признаки, входящие в расовый комплекс, могли появиться в силу коррелятивной изменчивости. Так, главную роль в развитии уплощённости лица монголоидов играли, по-видимому, первичные изменения жевательного аппарата и общей конструкции лицевого скелета.

Подразделение на расы свидетельствует о том, что Человек разумный (Homo sapiens) - это резко политипический вид, включающий три «большие» расы людей (рис. 174): австрало-негроидную (экваториальную); европеоидную (евразийскую); монголоидную (азиатско-американскую). Нередко выделяют 5 больших рас: негроидную, австралоидную, европеоидную, монголоидную, американскую.

Внутри каждой из больших рас выделяют малые расы или подрасы. Так, внутри австрало-негроидной (экваториальной) расы такими являются негрская, негрилльская, бушменская, австралийская и др., внутри европеоидной расы - атланто-балтийская, индо-средиземноморская, среднеевропейская и др. малые расы, внутри монголоидной расы - североазиатская, южноазиатская, арктическая и др. малые расы.

У австрало-негроидов - тёмные кожные покровы, курчавые шерстистые или волнистые волосы, толстые губы, широкий маловыступающий нос, отличающийся поперечным расположением ноздрей. Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, развитый волосяной покров на лице, узкий выступающий нос, тонкие губы. Монголоиды отличаются светлой или смуглой кожей, прямыми, нередко жёсткими волосами, уплощённым лицом с выступающими скулами, косым разрезом глаз, выраженным «третьим веком» (эпикантом), средними показателями ширины носа и губ.

Рис. 174. Представители больших рас: 1 – австрало-негроидной; 2 – монголоидной; 3 – европеоидной


Представители разных рас различаются также некоторыми физиологическими и биохимическими признаками: основной обмен веществ у негров и у большей части других народов экваториальной зоны ниже, чем у европейцев. Ниже у первых и содержание холестерина в плазме крови.

На основании биохимических и антропологических данных учёные полагают, что первоначально выделились из общего сапиентного ствола (Homo sapiens) монголоидная и европеоидно-негроидная расы. Из последних выделились европеоидная и австрало-негроидная расы. Такое формирование рас происходило на стадии перехода от палеоантропов к неоантропам.

Особо следует отметить, что все расы человека принадлежат к одному виду - Homo sapiens. Это доказывается рождением плодовитого и полноценного потомства в браках между представителями различных рас. Видовое единство людей основывается на трёх главных признаках:
1) выпрямленное положение тела; 2) хватательный тип верхних конечностей; 3) развитая речевая функция и отвлечённое мышление.
Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех человеческих рас в одинаковой степени способны к достижению самых больших высот в развитии культуры и цивилизации. Поэтому любые расистские взгляды противоречат данным современной науки.

Расы человека не следует смешивать с понятиями «нация», «народ», «языковая группа». Разные расы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

13.9. Биологическое наследство человека, его значение
в определении здоровья людей. Критика положений
биологизаторских концепций природы человека
и факторов развития человечества

Современный человек является обитателем как естественной, так и культурной среды, и рассматривается как продукт эволюционного процесса и социогенеза (процесса формирования общества). Поэтому современный человек имеет двойственную биосоциальную природу. Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в становлении человека как включение более высокой формой развития материи (социальной) более низких форм, в том числе биологической. Этим объясняется наличие в человеке биологического наследства в виде физико-химических, клеточных и системных механизмов жизнедеятельности и развития. Эти механизмы являются результатом длительной эволюции на продолжительном этапе филогенеза животного мира, который венчает становление семейства гоминид. Поэтому физические, химические процессы, процессы, протекающие в клетках, тканях, процессы жизнедеятельности органов и систем органов в ряду животных (особенно позвоночных и высших позвоночных) характеризуются фундаментальным сходством. У млекопитающих и особенно гоминид они достигли максимальной степени сложности на основе высокой степени дифференцированности и интегрированности структур организма.

Эти процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, характеризуются рядом объективных закономерностей, обеспечивающих жизнедеятельность в рамках определённых параметров. Любой сдвиг процесса в ту или иную сторону в силу сложной системы корреляций чреват развитием цепи изменений (нарушений) процессов жизнедеятельности тканей и может привести к патологии. Диагностика заболеваний, их лечение и профилактика немыслимы без глубокого знания закономерностей и механизмов жизнедеятельности на уровне клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма человека, знания закономерностей наследственности и изменчивости, приспособляемости (адаптированности) к условиям среды. Началом многих патологических процессов является снижение уровня приспособляемости к условиям внешней и внутренней среды на всех иерархических уровнях, проявляющееся в дезадаптации (на молекулярном, биохимическом, клеточном уровнях), затем предпатологии, которые не определяются ещё клинически.

Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей. Каждый крупный успех в познании фундаментальных законов жизни сказывался на состоянии медицины, приводил к изменению оценок существа и механизмов развития патологических процессов, пересмотру принципов и практики лечебной и профилактической медицины. Так, успехи генетики стимулировали исследования генетики человека и привели к появлению нового раздела патологии - наследственные заболевания, созданию медико-генетичес­ких консультаций.

Научный подход к оценке биосоциальной природы человека считает недопустимым распространение действия биологических закономерностей на социальную сферу жизни современных людей, как это делают представители социал-дарвинизма и антропосоциологии. Социал-дарвинизм - идейное течение в буржуазной социологии, возникшее в конце XIX - начале XX века и объясняющее причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора. Он берёт начало от трудов Г. Спенсера. Социал-дарвинизм разнороден, но все его проявления характеризуются биологизацией общественных процессов, стремлением видеть в естественном отборе движущую силу общественного развития. Социал-дарвинизм и антропосоциология составили идейную основу расизма и фашизма.

Подновлённый социал-дарвинизм получил название неомальтузианства. Сторонники его вслед за Мальтусом (реакционным социологом, выступившим с теорией народонаселения) стремились оправдать все пороки капиталистического общества перенаселением. Причину мнимого перенаселения неомальтузианцы видели в «излишне низкой смертности», ответственность за которую возлагали на медицину. Сторонники неомальтузианства видят спасение человечества в новых войнах, эпидемиях, высокой детской смертности, насильственной стерилизации и пр. В канун Второй мировой войны идеи неомальтузианцев использовались фашизмом в качестве идеологического оружия. В послевоенные годы эти идеи находили поддержку в реакционных кругах США. Абсолютизация биологической природы человека популярна и в настоящее время, чему способствовали развитие молекулярной биологии и генетики, открывшие перед медициной перспективу генетической инженерии, возможности целенаправленно изменять наследственную информацию человека.

Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в человеке, утверждая, что высшая форма движения материи (социальная) является качественно новой, несводимой к механической сумме низших форм. Социальная форма движения материи хоть и была порождена биологической в ходе её развития, тем не менее не может быть сведена к ней из-за своих специфических закономерностей.

Рис. 175. Антропогенез как дистанцирование сообществ людей от природы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: