Вопрос 2. Этапы составления бухгалтерского отчета

Составлению бухгалтерской отчетности предшествует значительная подготовительная работа, ее объем гораздо выше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так, промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно по учетным данным.

Формированию годового отчета предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

2) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

3) выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов, закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;

4) составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

5) проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются по результатам инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, капитальных вложений - не ранее 1 декабря, основных средств - не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (библиотечных фондов - один раз в пять лет). Денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности должны подвергаться внезапной проверке не реже одного раза в месяц. Расчеты с банками по расчетным, специальным и прочим счетам проверяются на 1-е число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами - обычно не реже двух раз в год[9].

Общие этапы процедуры закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности[10]

Этапы Процедуры
Этап 1. Списание себестоимости работ (услуг) со счета 23 «Вспомогательные производства».
Этап 2. Закрытие счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Этап 3. Списание себестоимости готовой продукции.
Этап 4. Определение финансового результата от продаж на счете 90 «Продажи».
Этап 5. Формирование сальдо прочих доходов и расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Этап 6. Определение остатка на счете 99 «Прибыли и убытки».

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и полноте этих показателей, записи по счетам периодически проверяют. Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета. Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

- сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

- сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

- сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с показателями аналитического учета.

Для сверки информации аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам формируют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна - по синтетическим.

Проверка учетных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу.

Отсутствие равенства в какой-либо паре колонок указывает на ошибку в записях или в подсчете записей по счетам. Например, отдельные суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся. Для выявления таких и подобных им ошибок производят сверку данных синтетического учета с аналогичными показателями аналитического учета: итоги оборотно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам сверяют с данными тех же счетов в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

Вопрос 3. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО

Исходным пунктом в построении системы бухгалтерского учета являются интересы лиц, нуждающихся в информации, создаваемой системой бухгалтерского учета. В связи с этим при разработке концептуальных основ подготовки отчетности Совет по международным стандартам финансовой отчетности предварительно сформировал Правила подготовки и представления финансовой отчетности. Данный документ определил цели и общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки элементов финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет и формирование отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также обеспечение гарантированного доступа к ней всем заинтересованным пользователям.

Первым законодательным документом, предписывающим сближение российской системы учета с международными стандартами, была Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Следующим документом была Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), разработанная по решению Правительства РФ, и одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. При этом, дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим основным направлениям:

- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В дальнейшем было принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107«Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации». Следует отметить, что введению в действие документов МСФО предшествовала экспертиза их применимости в Российской Федерации, выполненная уполномоченным экспертным органом – Фондом НСФО («Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»), которая была завершена 10 октября 2011 года[11].

Следствием этой работы явилось официальное опубликование и вступление в силу на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений к ним, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» и по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, МСФО были непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, стали иметь прямое действие. В определенных случаях МСФО заменяют собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, и используются при их разработке и формировании учетной политики организаций.

Что касается консолидированной отчетности, то, начиная с отчетности за 2012 год, консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО.

Для достижения одной из задач Концепции - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н утверждены формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений), которые применяются, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. № 440 Плана Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

В качестве главных направлений были выделены:

повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

развитие профессии;

международное сотрудничество[12].

Следует отметить, что переход на МСФО, обеспечит отчетность российских компаний такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность.

Кроме того, применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком. Это является необходимым для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: