Ход классного часа. «Там, где терпение и смирение, нет ни гнева

«Там, где терпение и смирение, нет ни гнева,

ни потери самообладания»

(Франциск Ассизский)

Вводная часть. Приветствие, проверка готовности класса к началу урока.

Основная часть. Просмотр видео-притчи «Разные взгляды» [10] и обсуждение с обучающимися утверждения: «Мир вокруг нас существует таким образом, каким мы хотим его видеть».

Учитель:

- Существует ли один общий, правильный для всех взгляд на происходящие в мире события? (Нет)

- Что определяет отношение человека к событиям его жизни? (Установки, убеждения, мировоззрение)

- Кто влияет на формирование убеждений человека? (Семья, школа, СМК, религия)

- Могут ли представители разных религий найти общий язык между собой? (Могут)

- Какие качества необходимы им для этого (уважение к чувствам и убеждениям другого, доброта, собственные чёткие взгляды на религию, веротерпимость)

Учитель: Сегодня мы поговорим о таком важном человеческом качестве, как веротерпимость. Знакомы ли вы с этим словом? Как вы понимаете его суть?

Ученики: Терпение к другим верам, религиям, принятие, понимание.

Учитель: «Вертерпимость – это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию»[11]. Исторически этот термин применялся в правовой сфере и характеризовал правовой статус религиозных общин в государстве, которое поддерживало определенную религию. Как вы думаете, в какой исторический период вопрос о веротерпимости встал особенно остро в нашем государстве?

Ученики: В Древней Руси, в Российской империи.

Учитель: Давайте перенесёмся в XVIII век и представим, как решался вопрос о веротерпимости в то время.

Учитель предлагает подросткам разделиться на группы подгруппы по 5-6 человек на основании личной симпатии. Каждой микрогруппе даётся задание: распределив роли (император, Государственный совет), выработать несколько законов, регулирующих отношения в обществе, и строящихся на принципах веротерпимости. Для этого подросткам даётся историческая справка о наиболее важных сторонах жизни Российской империи (см. Приложение). Затем эти законы следует изобразить визуально в виде герба, который можно было бы печатать на государственных документах. При обсуждении в микрогруппах право решающего голоса остаётся за «императором».

После обсуждения в малой группе, «император» и «министры» должны представить на обсуждение свод законов и герб вертерпимости. Далее организуется дискуссия в классе с целью выработки максимально разностороннего мнения по этому вопросу. На доске находятся правила ведения дискуссии, которые участники не должны нарушать (см. Приложение).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какие основные законы вы выработали?

2. Какие символы на гербе соответствуют этим законам?

3. Что было самым сложным при выполнении задания?

4. Можно ли сейчас применять эти законы?

В конце обсуждения учитель даёт справку о том, как на самом деле была организована политика веротерпимости в Российской империи и демонстрирует её настоящий герб (см. Приложение). Далее проводится итоговая дискуссия.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Перед каким нравственным выбором стоит император?

2. Чьи права он должен защищать: русского народа, малых народов, народов с недавно присоединённых территорий?

3. Была ли возможной полная свобода вероисповедания в Российской империи?

4. К чему это могло привести?

5. Почему только православному духовенству разрешалось проповедовать свою религию всем народам Российской империи?

6. Какими мерами можно было бы дополнить политику веротерпимости в нашей стране?

7. Что из опыта прошлых столетий можно взять в современную Россию?

Учитель: А теперь давайте проверим, что может объединять разных людей, например нас с вами. Поиграем в необычное домино (см. Приложение).

Заключительная часть. После игры все садятся на свои места и подводят итог совместной работы.

Учитель: Итак, что мы узнали о веротерпимости? (это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию)

Учитель: Веротерпимость предполагает, что человек, придерживающийся какой-либо религии, считает её истинной, и при этом уважительно относится к представителям других верований. Заметьте, это не безразличие к существованию иных религий, не уравнивание их со своей, а признание самоценности каждой конфессии, уважение права человека на свободное исповедание своей веры, при сохранении собственных убеждений.

С целью получения обратной связи, педагог раздаёт карточки, в которых подростки анонимно отвечают на вопросы.

Как они чувствовали себя в процессе обсуждения?

Было ли сложно прийти к единому мнению?

Довольны ли они решением группы?

Что нового они узнали из исторической справки о реальной политике веротерпимости в Российской империи?

Сталкивались ли они со случаем нетерпимости в религиозном плане по отношению к себе, друзьям, членам семьи?

Проявляли ли сами нетерпимость?

Где в жизни им может пригодиться опыт, полученный на уроке?

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: