«Там, где терпение и смирение, нет ни гнева,
ни потери самообладания»
(Франциск Ассизский)
Вводная часть. Приветствие, проверка готовности класса к началу урока.
Основная часть. Просмотр видео-притчи «Разные взгляды» [10] и обсуждение с обучающимися утверждения: «Мир вокруг нас существует таким образом, каким мы хотим его видеть».
Учитель:
- Существует ли один общий, правильный для всех взгляд на происходящие в мире события? (Нет)
- Что определяет отношение человека к событиям его жизни? (Установки, убеждения, мировоззрение)
- Кто влияет на формирование убеждений человека? (Семья, школа, СМК, религия)
- Могут ли представители разных религий найти общий язык между собой? (Могут)
- Какие качества необходимы им для этого (уважение к чувствам и убеждениям другого, доброта, собственные чёткие взгляды на религию, веротерпимость)
Учитель: Сегодня мы поговорим о таком важном человеческом качестве, как веротерпимость. Знакомы ли вы с этим словом? Как вы понимаете его суть?
Ученики: Терпение к другим верам, религиям, принятие, понимание.
|
|
Учитель: «Вертерпимость – это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию»[11]. Исторически этот термин применялся в правовой сфере и характеризовал правовой статус религиозных общин в государстве, которое поддерживало определенную религию. Как вы думаете, в какой исторический период вопрос о веротерпимости встал особенно остро в нашем государстве?
Ученики: В Древней Руси, в Российской империи.
Учитель: Давайте перенесёмся в XVIII век и представим, как решался вопрос о веротерпимости в то время.
Учитель предлагает подросткам разделиться на группы подгруппы по 5-6 человек на основании личной симпатии. Каждой микрогруппе даётся задание: распределив роли (император, Государственный совет), выработать несколько законов, регулирующих отношения в обществе, и строящихся на принципах веротерпимости. Для этого подросткам даётся историческая справка о наиболее важных сторонах жизни Российской империи (см. Приложение). Затем эти законы следует изобразить визуально в виде герба, который можно было бы печатать на государственных документах. При обсуждении в микрогруппах право решающего голоса остаётся за «императором».
После обсуждения в малой группе, «император» и «министры» должны представить на обсуждение свод законов и герб вертерпимости. Далее организуется дискуссия в классе с целью выработки максимально разностороннего мнения по этому вопросу. На доске находятся правила ведения дискуссии, которые участники не должны нарушать (см. Приложение).
|
|
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какие основные законы вы выработали?
2. Какие символы на гербе соответствуют этим законам?
3. Что было самым сложным при выполнении задания?
4. Можно ли сейчас применять эти законы?
В конце обсуждения учитель даёт справку о том, как на самом деле была организована политика веротерпимости в Российской империи и демонстрирует её настоящий герб (см. Приложение). Далее проводится итоговая дискуссия.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Перед каким нравственным выбором стоит император?
2. Чьи права он должен защищать: русского народа, малых народов, народов с недавно присоединённых территорий?
3. Была ли возможной полная свобода вероисповедания в Российской империи?
4. К чему это могло привести?
5. Почему только православному духовенству разрешалось проповедовать свою религию всем народам Российской империи?
6. Какими мерами можно было бы дополнить политику веротерпимости в нашей стране?
7. Что из опыта прошлых столетий можно взять в современную Россию?
Учитель: А теперь давайте проверим, что может объединять разных людей, например нас с вами. Поиграем в необычное домино (см. Приложение).
Заключительная часть. После игры все садятся на свои места и подводят итог совместной работы.
Учитель: Итак, что мы узнали о веротерпимости? (это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию)
Учитель: Веротерпимость предполагает, что человек, придерживающийся какой-либо религии, считает её истинной, и при этом уважительно относится к представителям других верований. Заметьте, это не безразличие к существованию иных религий, не уравнивание их со своей, а признание самоценности каждой конфессии, уважение права человека на свободное исповедание своей веры, при сохранении собственных убеждений.
С целью получения обратной связи, педагог раздаёт карточки, в которых подростки анонимно отвечают на вопросы.
Как они чувствовали себя в процессе обсуждения?
Было ли сложно прийти к единому мнению?
Довольны ли они решением группы?
Что нового они узнали из исторической справки о реальной политике веротерпимости в Российской империи?
Сталкивались ли они со случаем нетерпимости в религиозном плане по отношению к себе, друзьям, членам семьи?
Проявляли ли сами нетерпимость?
Где в жизни им может пригодиться опыт, полученный на уроке?
Приложение 1