Историческая справка для учителя

Российская империя располагалась на огромном евразийском пространстве, разделенном на множество этнических и религиозных границ, отделяющих сообщества с четко выделенной верой и определяемых культурой, органически связанной с данной верой, друг от друга. Существовала острая необходимость постоянного поддержания общественного порядка на такой обширной территории. Единственный путь сохранения целостности имперского пространства виделся в законодательной защите религиозно-этнического многообразия страны.

Вероисповедная политика Российской империи строилась исходя из положения о том, что каждый подданный является человеком религиозным. Считалось, что всякое частное лицо остается в вере, в которой оно рождено и которую исповедовали его предки. Даже возможности не допускалось, что человек может не принадлежать ни к какому исповеданию.

Около двух третей населения империи были православными. Император носил титул защитника Русской Православной Церкви. Государство выделяло средства на её содержание. Церковные праздники имели статус государственных, в школах и в армии были представлены православные священники. На именах святых была основана система орденов. Большой государственный герб Российской империи имел христианскую символику и надпись «Съ Нами Богъ!». Эта фраза вплоть до 1917 г., была девизом нашей страны.

Все религиозные организации Российской империи делились на три категории:

· господствующая религия (Православие);

· признанные религиозные сообщества и конфессии: иноверные (исламское, буддистское, иудейское и караимское) и инославные (Римско-Католическая, Евангелическо-Лютеранская и Евангелическо-Реформатская Церкви, Армяно-Грегорианская Церковь);

· непризнанные религиозные сообщества, которые, в свою очередь, подразделялись по степени «вредности» на:

o «терпимые непризнанные» (старообрядцы);

o «непризнанные нетерпимые» или «особо вредные» (молокане, духоборы, хлысты, мормоны, штундисты, адвентисты седьмого дня).

Законодательно закреплённые черты «первенствующей и господствующей» религии:

Ø у Русской Православной Церкви было монопольное право убеждать к принятию ее вероисповедания всех неправославных подданных Империи; в этом деле разрешалось опираться на благодать Божию, поучение, кротость и добрые личные примеры;

Ø лицам других исповеданий, вступающим в брак с лицами православного исповедания запрещалось склонять их к принятию своей веры, а рожденные в таком браке дети должны быть крещены и воспитаны в православных традициях;

Ø православным не дозволялось переходить в иное, хотя бы и христианское, исповедание (к слову, такой позиции придерживается любая Церковь, не считая переход в другое вероисповедание правомерным актом)[13]; свободным был только переход в православие всех инославных и иноверных без всяких ограничений;

Ø гражданское и военное начальство, как и духовное, следили за выполнением православными своего христианского долга: каждый мирянин должен был не менее одного раза в год исповедаться и причаститься святых Христовых Тайн и приводить на исповедь и к причастию детей, начиная с семилетнего возраста.

Признанные религиозные сообщества и конфессии носили статус «покровительствуемых» и пользовались особыми преимуществами, во многом совершенно одинаковыми с Православной Церковью. Они имели собственное духовенство, публично проводили богослужения, вели учёт актов гражданского состояния. За религиозными обществами признавались дисциплинарная власть, права юридических лиц, обязательная сила монашеских обетов и духовная цензура. Имущество инославных церквей и монастырей охранялось законом как государственная собственность. Языческому духовенству предоставлялось меньше привилегий.

На инославное христианское и иноверное нехристианское духовенство распространялась специфическая система иерархически выстроенных льгот. Кроме того, например, католическое духовенство получало содержание от казны и процент от особого капитала, состоявшего в ведении министра внутренних дел. Материальное положение духовенства «господствующей» Церкви было хуже. Все признанные законом религиозные общества обладали правом владения собственностью, при определённых ограничениях. Для Русской Православной Церкви они были большими, нежели для других религиозных сообществ.

Непризнанные религиозные сообщества законодательством игнорировались и поэтому не имели никаких прав и свобод. Нетерпимые религиозные организации, именуемые сектами, государство считало вредными, и подвергало преследованиям. Законодательством допускались дискриминационные и репрессивные меры.

Национальная политика правительства никогда не ставила перед собой цель превращения русского народа в доминирующий. Даже, наоборот, используя налоговую систему, правительство стремилось к тому, чтобы материальный уровень жизни нерусских, проживавших в национальных окраинах, был выше, чем русских.

При продвижении по служебной лестнице этнические и национальные критерии не были определяющими. Благодаря этому между социальным статусом и национальностью отсутствовала связь. Политическая, военная, культурная и научная элиты России были многонациональными. Здесь были и протестанты – немцы и финляндцы, католики-поляки, татары-мусульмане и представители многочисленных нерусских народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: