Бездомный князь Рюрик

Приглашенный новгородскими словенами навести порядок конунг Рюрик считал себя прямым потомком бога Одина. Получается, Русь создала чисто арийская династия.

Рюрик. Щурился, вспоминая одноглазого предка

Существуют две версии происхождения этого основателя династии, которая правила Русью целых 700 лет — с IX по XVI век! По одной из них Рюрик принадлежал к датско-шведскому королевскому роду Скьелдунгов, считавших своим прародителем, ни много ни мало(!), одноглазого бога Одина. Поверье, ходившее в Скандинавии, гласило, что сын Одина — Сигрлами — правил какой-то частью Гардарики (так скандинавы называли территорию Руси) за девять поколений до короля Ивара Широкие Объятья — то есть примерно в IV в. н. э. Наш Рюрик якобы и был прямым наследником этого Сигрлами Одиновича.

Вторая, менее распространенная версия, гласит, что Рюрик — это Эйрик Эмурдарсон, король шведского города Упсала. Его вспоминает в «Круге земном» знаменитый скальд Снорри Стурлусон, рассказывая о тинге (народном собрании), созванном в Упсале в 1018 году. Один из участников этого схода предложил отправиться в поход на Аустрленд (Восточную землю — еще одно название Руси у варягов) и обратился к королю Швеции Олаву Шетконунгу с такой гневной речью: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Упсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны, и ходил в различные страны, и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд, и много земель в Аустрленд. И можно видеть те земляные укрепления и другие великие постройки, которые он возвел… А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой».

ТОТ, ДА НЕ ТОТ. Достославный конунг Эйрик, которого «помнил» дед автора этого призыва, должен был жить где-то в середине IX века, то есть во времена Рюрика, упомянутого «Повестью временных лет». Финланд — это Финляндия. Кирьялаланд — Карелия. Эйстланд — Эстония. Курланд — Курляндия, земля племени куршей. Аустрвег — Восточный путь, на котором располагались государства Аустрленда — тот самый, который наша первая летопись именует «путем из Варяг в Греки». Король Эйрик из Упсалы вполне мог владеть этими землями некоторое время, что согласуется с текстом Нестора летописца: «Имаху дань варязи из Заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на Веси, и на Кривичах».

Но вряд ли этот Эйрик Эмундарсон (что значит «сын Эмунда») был Рюриком летописи, ставшим родоначальником Рюриковичей. Эйрик и Рюрик — разные имена, хотя и близкие по значению. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманских наречий «богатый честью». Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью». Обратите внимание и на то, что летописи передают имя основателя династии Руси именно как Рюрик, а не Эрик. А писали тогда, как слышали, приспосабливая чужеземные слова к славянскому произношению.

Кроме того, Рюрика «Повести временных лет» славяне «призвали», а Эйрик из Упсалы сам везде являлся, без спросу, с целью поживиться всем, что плохо лежало. По-видимому, именно этого ненасытного персонажа или кого-то из его потомков и выперли славяне и финны с южного берега Балтики назад — в Заморье, раз уж его разбойничью «честь» с таким трепетом вспоминали представители младших поколений шведских бандюков на сходняке-тинге в 1018 году.

Скандинавская надпись «Rorikr» показывает, что руны произошли от латинской азбуки

СКИФИЯ — ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ. Следовательно, куда больше шансов считаться прародителем Рюриковичей у того Рюрика, что происходил от конунга Сигрлами и воображал себя потомком самого Одина — бесстрашного бога, спустившегося в царство мертвых, Хель, и отдавшего один глаз за право обладать рунами — тайной письма. Письменность скандинавы позаимствовали у древних римлян. Их руны — это переиначенные и приспособленные для вырезания на дереве буквы латинской азбуки. А путешествие в Римский мир действительно было для древних германцев чем-то вроде экскурсии в царство мертвых — оттуда, пока Рим был силен, мало кто возвращался.

В предании о Сигрлами, который якобы правил в Гардарики в стародавние времена, отразились реалии эпохи Великого переселения народов. В III–IV веках племя готов, вышедшее из Скандинавии, подчинило себе территорию нынешней Украины, называвшейся тогда Скифией. Столицей этого готского государства был загадочный днепровский город — Данпарштадир, по мнению некоторых дореволюционных историков, существовавший на территории Киева. Саму же Скифию скандинавы именовали по созвучию имен — Великой Швецией. «К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция, — писал в «Круге земном» тот же Снорри Стурлусон. — Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных людей».

До сих пор на юге современной Швеции существует обширная область Геталанд (Готия), граничащая со Свеаланд — собственно Швецией в узком смысле. Люди Севера эпохи викингов хорошо помнили своих предшественников — готов эпохи Великого переселения народов. Поэтому их так и манило на юг — в Холодную Швецию, в Скифию — откуда открывался путь на нынешний Ближний Восток: в «Великую страну сарацин», в Йорсолаланд (Ерусалим) и даже в Африку — «Великую страну черных людей».

Но, несмотря на пышные родословные и «божественное» происхождение, скандинавские конунги времен Рюрика находились в весьма шатком положении. Свои земли они наживали по праву силы и так же легко теряли, стоило удаче изменить им.

К тому моменту, как объявиться в районе Ладоги и Новгорода, наш бедный Рюрик был практически бездомным — королем-бомжем. Он приходился родственником (как полагает большинство исследователей, племянником) датскому королю Харальду Клаку, проигравшему в 814 году войну за престол своему сопернику Хорику I и изгнанному из страны. Обратите внимание на пикантную деталь, которая пригодится нам в дальнейшем. Хорик прогнал Харальда из Дании, наняв отряд шведских викингов. В это же время шведы контролируют Ладогу. Так что у Рюрика были все основания обрадоваться, когда через полстолетия после потери его династией датского трона славяне, изгнавшие из Ладоги шведов, попросили на княжение именно его — какая прекрасная возможность отплатить на старости шведам за детскую обиду!

Император Запада Людовик Благочестивый то сажал Рюрика в тюрьму, то выпускал погулять по морям

ЯЗВА ХРИСТИАНСТВА. Впрочем, ни Харальд Клак, ни Рюрик не собирались отдавать своим врагам Данию без боя. Они обратились за помощью к сыну Карла Великого — императору Запада Людовику Благочестивому, и даже приняли христианство в 826 году в Майнце вместе с четырьмя сотнями сторонников (говоря попросту — с бандой), чтобы стать «своими» для этого повелителя тогдашней Европы. В обмен на крещение Харальд получил графство Рюстринген во Фрисландии, на берегу Северного моря, и, опираясь на поддержку императора, вторгся в Данию. Харальд и Рюрик пообещали Людовику Благочестивому крестить эту языческую страну. Поэтому вместе с ними к датчанам отправился святой Ансгар, имевший прозвище Апостол Севера. В общем, все было как сегодня: тогдашний Евросоюз, называвшийся Империей, распространял по окраинам свои евроценности, а заодно — экономическую власть.

Однако язычник Хорик собрал войско и в 829 году снова изгнал наскоро окрещенных Харальда и Рюрика из Дании. И даже Христос им не помог. Да еще и император отобрал у неудачливых «миссионеров» графство во Фрисландии. Оба они в результате оказались в тюрьме у императора, заподозренные в измене. Харальд вскоре умер, видимо, не вынеся таких ударов судьбины. А Рюрик дал деру, после чего сделал логичный вывод, что битье поклонов Иисусу — еще не гарантия победы. И тут же пустился во все тяжкие, вернувшись к вере в своего «прародителя» — одноглазого Одина. Так он и стал тем, кого обычно называют «плохим парнем»: предводителем шайки морских разбойников — викингов.

Одно время логовом Рюрика был Виринген (Варяжский остров) у побережья Нидерландов. Грабил же купцов и германские города по Рейну этот молодчага с такой обстоятельностью и преданностью разбойничьему ремеслу, что заслужил у хронистов почетное прозвище Язва Христиан. «Бертинские Анналы» — хроника монастыря Сен-Бертен во Франции на берегу Ла-Манша — даже отметила его «подвиги», совершенные в 850 г. особой статьей: «Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства».

Попасть в «Бертинские Анналы» для тех времен было так же круто, как сегодня — на первую полосу популярной газеты. Видите, как бродяге Рюрику повезло! Почти двенадцать веков с его рождения пронеслось, а о нем не забыли, благодаря монаху, царапавшему по пергаменту в аббатстве Сен-Бертен, от которого до наших дней дошли только эта летопись да каменные развалины.

Один Одноглазый. Считался предком Скьелдунгов

Зато теперь мы с полной уверенностью можем утверждать, откуда у нашего князя Святослава такая страсть к грабежам и это обаятельное «Иду на вы!», произносимое перед очередным походом. От Рюрика! Ведь тот приходился Святославу родным дедушкой. Наверняка маленькому княжичу в детстве столько героической всячины нарассказывали о предке, что он и дня не мог усидеть в Киеве — все рвался в новые земли, где есть чем поживиться благородному человеку! А у дедушки — криминальный талант был от одноглазого Одина. Таким образом, получается, что наши Рюриковичи — прямые потомки скандинавского бога. И гнушаться этим родством не стоит.

ЖИВЫЕ БОГИ. Боги язычников — это чаще всего наделенные харизмой правители седых времен, прародители народов. В дописьменные времена их деяния производили такое впечатление на современников, что после смерти вместе с дымом погребальных костров память о них в прямом смысле возносили на небо, к звездам — на самую верхушку Мирового Древа, где, по поверьям норманнов, располагался Асгард — жилище светлых Асов (богов). А в Мидгарде — Срединном Мире, там, где начинаются уходящие в Землю корни Мирового Древа, жили люди — наши с вами пращуры. И Радуга соединяла Мидгард с Асгардом мостом, по которому боги сходили на Землю, а души честных и смелых поднимались после смерти на Небо. Так они чувствовали — современники Рюрика. И в это верили, отправляясь в дальние морские походы.

ДРАНГ НАХ ОСТ. Предки нынешних датчан, норвежцев и шведов еще говорили в IX веке на одном языке, что, естественно, облегчало им общение. А Земля славян начиналась сразу за рекой Эльбой. По ней проходила западная граница Империи Карла Великого. Треть нынешней Германии (практически всю территорию бывшей ГДР!) заселяли тогда племена полабских славян — лужичане, лютичи и бодричи. Название земли Бранденбург (Бранный бор), имена городов Росток, Любек, Шверин (Зверин), Цоссен («Сосны»), даже Берлин — все это память о прежнем славянском населении Германии!

Помните крылатое выражение «Встреча на Эльбе»? В 1945 году Красная Армия фактически вышла на древнюю славянскую границу, с которой при Карле Великом начался знаменитый «Дранг нах Ост». Именно он — отец Людовика Благочестивого и дед Лотаря, от которого сбежал в Северное море Рюрик, первым попытался подчинить полабских славян. Тогда не вышло. Зато наследнички его в XII в. довели начатое до конца! Ведь лютичи враждовали с бодричами, а те и другие ненавидели лужичей, носивших другое имя — сербы, что говорит о близком родстве этого племени с жителями нынешней Сербии на Балканах.

Западные славяне во времена Рюрика. Треть нынешней Германии была славянской — даже Берлин!

СЛАВЯНСКИЕ РАСПРИ. Полабы вставали «род на род» точно так же, как после первой в нашей истории победы над шведами под Ладогой — словене на кривичей. Поэтому и исчезли со сцены мировой истории, оставшись горсточкой лужицких сербов в современной Германии. И мне думается: что было бы с нашими предками, не пригласи они на княжение Рюрика? Наверное, то же самое, что с лютичами и бодричами. Ведь, как изрек о славянах византийский военный писатель Маврикий в «Стратегиконе» в VII веке: «Они коварны, и НЕ ДЕРЖАТ СЛОВА в отношении договоров. Их легче подчинить страхом, чем дарами. Так как нет среди них единомыслия, то они не собираются вместе. А если и соберутся, то решенное одними тут же нарушают другие, ибо все они ВРАЖДЕБНЫ ДРУГ ДРУГУ, и никто НЕ ХОЧЕТ УСТУПИТЬ другому».

Во времена Рюрика, через столетие после написания этих слов, психология славян ничуть не изменилась. От Эльбы до верховьев Волги славяне разговаривали тогда на ОДНОМ языке. Ни польского, ни русского, ни украинского еще не существовало. Но каждое славянское племя ЛЮТО (недаром же одно из них так и называлось — лютичи!) ненавидело другое. Потому и платили кривичи и словене дань варягам, а поляне, северяне и вятичи — хазарам.

Рюрикова прививка строгого германского духа, тяготеющего к порядку, и впрыск холодной норманнской крови в бурлящую брагой своеволия кровь славянскую спасла нас от судьбы несчастных лютичей. Прав был Гостомысл!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: