Развитие системных понятий и их использование в управлении связаны с созданием кибернетики как науки об управлении, о связи и переработке информации (1950-х гг.). Кибернетика, как утверждал А. Берг, открывает единство процессов управления, где бы они ни происходили, ибо все они характеризуются точной количественной мерой — уменьшением энтропии. Как только исследуемый объект отображается в виде упорядоченного множества элементов или подсистем, связанных между собой потоками информации, говорят, что объект представлен в виде кибернетической системы (см. рис. 2.2). Вообще говоря, кибернетическая система представляет собой абстракцию сложной системы под информационным углом зрения, и эта абстракция служит основным средством изучения систем управления.
Созданные на основе принципов кибернетики типы систем управления [6; 75; 118] выступают основополагающими образами, которые по аналогии с архетипами управления поведением, введенными П. Сенге [88] в теорию управления, можно считать архетипами систем управления. Под архетипом будем понимать высшую ступень абстракции в типизации систем, благодаря которой системе придается определенный статус, характеризующий уровень развития знаний и умений в сфере управления. Архетип отражает принцип и контур управления посредством информационных потоков и является «визитной карточкой» системы управления.
|
|
Выделим общий архетип с элементами «объект управления» — «система управления» — «внешняя среда» (рис. 6.2). В этой модели реализуются такие принципы управления, как «черный ящик», обратная связь, взаимодействие системы с внешней средой.
Рис. 6.2. Общий архетип системы (организации)
Особенности моделей управления отражают частные архетипы. Рассмотрим их, начиная от простейшей модели «жесткого» управления и заканчивая моделью рефлексивного управления.
Архетип / — система с разомкнутым контуром управления, или система управления только с прямой связью (рис. 6.За). Такие системы реализуют (блок R ) заложенный в них алгоритм управления, «не интересуясь» реакцией на результаты труда. Механизм блока R осуществляет управление входными потоками согласно нормам, стандартам и правилам, блока G — мониторинг и контроль выходных потоков. Конструкцию архетипа разомкнутой системы в дальнейшем будем именовать архетипом «жесткого» управления.
Рис. 6.3. Архетипы с разомкнутым контуром — «жесткое» управления (а) и с замкнутым контуром - управление с обратной связью (б)
Архетип II — система управления с замкнутым контуром управления, образуемым посредством обратной связи (рис. 6.3б).
|
|
Здесь блок R реализует и алгоритм «жесткого» управления, и алгоритм корректирующих действий, определяемых «силой» обратной связи, зависящей от меры несоответствия полученных результатов ожидаемым (плановым) и установленной механизмом блока D.
Блок D будем именовать блоком контроля и корректирования текущей ситуации в системе.
Следует отметить, что источник обратной связи — это множество параметров, наблюдаемых (измеряемых) блоком G в каждый элементарный период t (t = 1,2,..., k), характеризующий t -е состояние системы.
В практической деятельности несоответствия разделяют на существенные и несущественные и разрабатывают алгоритмы управления по отклонениям, использующие целевую функцию минимизации отклонений, например:
(6.1)
или функцию равномеризации (выравнивания) отклонений
(6.2)
где Xi Хit — среднее за интервал времени N и текущее в период t значение i-го параметра.
Задачи с критериями (6.1) и (6.2) и подобными функциями сводятся к задачам линейного программирования.
Архетип III — система управления с адаптацией (рис. 6.4а). Особенность архетипа — это образование в системе с замкнутым контуром управления блока адаптации, обозначенного как блок А. Основное назначение блока А связано с выбором способа управления из множества допустимых вариантов управления, способствующих приближению системы к планируемой траектории функционирования.
Рис. 6.4. Архетипы адаптивного (а) и оптимального (б) управления
Отдельное от блока D представление на схеме блока A объясняется следующим. Во-первых, интенсивность принятия решений по адаптации значительно меньше, чем по управлению отклонениями. Во-вторых, сложная система представляет собой композицию из локальных подсистем, и блок адаптации работает в режиме «переключения» по этим подсистемам.
Например, подключаем склад готовой продукции для ее поставки потребителям, вводим в работу резервное оборудование, выходим с продукцией на новый рынок и т.д. В дальнейшем архетип рассмотренной конструкции будем называть архетипом адаптивного управления.
Архетип IV — система управления, реализующая алгоритм оптимального управления, создаваемый на основе системы знаний. Такой класс систем управления для краткости будем именовать архетипом оптимального управления (рис. 6.4б). По аналогии с предыдущим архетипом получаем систему управления с замкнутым контуром. К блокам D и А добавляется блок M — система знаний, содержащая модельное и алгоритмическое представление знаний об объекте, используемых в алгоритме управления. Информация блока М непрерывно обновляется, уточняется и пополняется, т.е. ведется управление системой знаний по всем законам теории информации.
Рис. 6.4. Архетипы адаптивного (а) и оптимального (б) управления
Архетип V — рефлексивные системы управления, обладающие основополагающими знаниями об объекте и управлении этим объектом. Этот класс систем (рис. 6.5) характеризуется вводом специального элемента — блока I, интерпретатора для перестройки и самоорганизации моделей и алгоритмов знаний. Основная задача этого блока заключается в распознавании воздействий внешней среды и подготовке ответной реакции объекта управления. Такие действия осуществляются с помощью специальных процедур, реализуемых в интерпретаторе, таких как выделение причинно-следственных цепочек, обнаружение закономерностей, идентификация факторов и т.п. Кроме того, в интерпретаторе реализуются и специальные вычислительные процедуры, позволяющие строить статистические модели с целью их использования в блоке М.
Рис. 6.5. Архетип рефлексивного управления
В рефлексивных системах блок R поглощает блок D, а источником нетрадиционных, новых знаний выступает комплекс блоков М, I и А. Системы управления этого архетипа — наукоемкие и служащие образами современного управления сложными системами — в дальнейшем будем именовать архетипами рефлексивного управления.
|
|
Разработанные на основе принципов кибернетики и теории автоматического управления архетипы являются главными показателями, по которым можно судить о потенциальном качестве управления.
В современной литературе по менеджменту, особенно зарубежных авторов, широко используется кибернетический подход для изучения систем управления. В первую очередь это относится к архетипу с обратной связью (см. рис. 6.3б).