Защита прав и свобод человека и гражданина

Как уже указывалось, одного лишь правового, пусть даже конституционного закрепления, основных прав и свобод человека и гражданина крайне недостаточно. Важно установить действенные механизмы защиты прав и свобод, и прежде всего на государственном уровне.
Формы защиты прав и свобод человека и гражданина различны.
1. Право на самозащиту. Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). Одним из таких способов является необходимая оборона от нападения, допускающая причинение вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни.
2. Судебная защита прав и свобод. В настоящее время это самый распространенный способ защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская судебная система нередко не справляется с потоком исков и жалоб граждан, в результате чего рассмотрение дел растягивается на месяцы и даже годы.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения) и бездействие, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
3. Право на подачу жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Обратиться к Уполномоченному с жалобой могут как граждане Российской Федерации, так и находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства. Обжалованию подлежат решения или действия (бездействие) государственных органов (кроме палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. При этом существует важное условие: жалоба может быть принята Уполномоченным только в том случае, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Уполномоченный не может лично восстановить нарушенное право, в частности, отменить незаконное решение. Его заключения относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и свобод человека носят рекомендательный характер. Он также вправе в целях реализации своих полномочий обращаться в Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, иные компетентные государственные органы с заявлениями, жалобами, ходатайствами, изложением доводов.
4. Международная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 46), каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека
Комиссия по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Причем установлен срок давности рассмотрения жалоб - шесть месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Комиссия не рассматривает анонимные жалобы, а также жалобы, аналогичные уже рассмотренным и не содержащие новых фактов. Заседания Комиссии проходят при закрытых дверях.
Решения Комиссии носят преимущественно рекомендательный характер, то есть предполагают "дружественное урегулирование" противоречий.
Если рекомендации Комиссии не возымеют действия, дело может быть направлено в Европейский Суд по правам человека. Решение Суда окончательно и подлежит обязательному исполнению государствами, признающими его юрисдикцию.
Российская Федерация признает юрисдикцию европейских органов по защите прав и свобод человека только в том случае, если предполагаемое нарушение прав и свобод имело место после 5 мая 1998 года (день вступления в силу для Российской Федерации Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Контрольные вопросы и задания
1. Сравните главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, в Конституции Российской Федерации 1993 года и в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года. В чем их принципиальные отличия?
2. Как согласуется с правом на жизнь самоубийство? Должна ли наступать ответственность за неудавшуюся попытку самоубийства?
3. Гражданин Петров, находящийся в длительной служебной командировке и проживающий в одном из общежитий г. Омска, обратился в районное управление внутренних дел с заявлением о продлении срока регистрации по месту пребывания. Однако ему было отказано в удовлетворении заявления, поскольку он уже находился в городе более восьми месяцев, тогда как Постановление Правительства РФ от 17.06.1995 г. № 713 допускает регистрацию по месту пребывания не более чем на шесть месяцев. Кроме того, у милиции возникли сомнения в правомерности проживания Петрова в общежитии, которое недавно было передано администрацией города для расселения сотрудников правоохранительных органов. Петров обратился в суд. Какое решение должно быть принято по данному делу?
4. 3 июля 1998 г. главным специалистом торгового отдела администрации города Васильевым на гражданина Андреева был наложен штраф за торговлю без лицензии в сумме 10000 рублей. В какой орган Андреев вправе обжаловать это решение:
а)Главегорода;.
б)Европейский Суд по правам человека;
в)Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
г) суд по месту нахождения городской администрации

Нормативные правовые акты и международные договорыРоссийской ФедерацииКонституция Российской ФедерацииВсеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 1990.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 20, ст. 2143.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1011.
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст. 685; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". //ВВС, 1993, № 32, ст. 1227.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". // СЗ, 1996, № 34, ст. 4029.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". // СЗ, 1997, № 38, ст. 4339.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе". // СЗ, 1998, № 13, ст. 1475.
Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". // СЗ, 1998, № 14, ст. 1514.
Научная, учебная и справочная литература
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.
Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. - М., 1998.
Морозова Л.А. Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция). // Государство и право, 1997, № 10, с. 102-110.
Общая теория прав человека. - М., 1996.
Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности. // Государство и право, 1997, № 9, с. 21-30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: