Политические права и свободы

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:
а) это права в сфере политики(Политика - область деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;
б) поскольку в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы - это права граждан России. Даже право каждого на объединение (ст. 30 Конституции) получило в настоящее время важное законодательное уточнение: Федеральным законом от 19 июля 1998 г. введено понятие политического общественного объединения. (Политическое общественное объединение - общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.) В частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
в) поскольку политические права и свободы связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено наступлением определенного возраста. Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия - с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения - с 14 лет.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.
1. Право на объединение.
Порядок реализации данного права регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", Законом СССР от 9 октября 1990 г. "Об общественных объединениях" (на территории РФ действуют статьи 6 и 9 в части, касающейся политических партий) Федеральным законом от 12 января 19996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и другими нормативными правовыми актами.
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирование - важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам общественной жизни.
К сожалению, до настоящего времени порядок проведения указанных выше мероприятий не урегулирован федеральным законом. Поэтому здесь применяются Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования",5 а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" - в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование проводится при условии предварительного, не позднее чем за 10 дней, уведомления соответствующего исполнительного органа местного самоуправления. Цель уведомления - постановить властный орган в известность о готовящейся акции. Последний обязан не позднее чем через пять дней дать ответ. Как правило, это распоряжение о принятии уведомления к сведению и поручении правоохранительным органам обеспечить при проведении акции общественный порядок. Разрешения на проведение митинга, уличного шествия и т.д. не требуется.
Осуществление гражданами права, закрепленного ст. 31 Конституции России, не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Высшей непосредственной формой участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства являются право на участие в референдуме и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Ныне процесс реализации данных политических прав регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. Однако для всех субъектов Российской Федерации являются обязательными основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепленные федеральным законом.
Кроме того, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть народным заседателем, присяжным заседателем, при соблюдении предусмотренных законом условий - судьей).
4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращения, жалобы граждан - важное средство защиты прав граждан, олицетворение их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с их представителями в органах государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий обязан в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Тюменской области действует специальный областной закон от 23 мая 1995 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан", который серьезно конкретизирует порядок реализации данного конституционного права гражданина. В частности, здесь содержится классификация обращений граждан:
а) по форме: устные и письменные;
б) по субъектам: индивидуальные и коллективные;
в) по механизму направления в органы государственной власти и местного самоуправления: личные, через представителей, с помощью средств связи, через средства массовой информации;
г) по характеру: обращения о защите своих прав, свобод и законных интересов, предложения, заявления, жалобы.
Должностные лица обязаны организовать в рабочие дни прием письменных и устных обращений граждан, обеспечить регистрацию, учет обращений и принятых по ним решений.
В помещениях органов государственной власти и местного самоуправления должны быть информационные указатели о расположении должностных лиц. Неотложное решение по обращению, не требующее дополнительной проверки, принимается не позднее 5 дней со дня поступления. При производстве дополнительной проверки обращение рассматривается в течение 30 дней. В исключительных случаях по распоряжению первого руководителя учреждения, организации срок рассмотрения обращения может быть продлен до двух месяцев с извещением заявителя.
Запрещается направлять обращения граждан, содержащие жалобы, на разрешение органам или должностным лицам, действия которых обжалуются, оспариваются, от действия (бездействия) которых гражданин ищет защиты своих прав и свобод.
Руководители и другие должностные лица учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан. Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: