Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной - здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y - средние
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:
|
|
(1)
где хi - i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;
n - величина периода, за который произведена оценка.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в табл. 9.
Общий алгоритм проведения анализа XYZ приводится в табл. 2.
Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах (рис. 2.2). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.
Таблица 2.2 – Соотношение групп X, Y, Z
Группа | Интервал |
X | 0 ≤ v < 10% |
Y | 10%≤ v <25% |
Z | 25%≤ v < ∞ |
На рис. 2.5 отражена схема построения кривой XYZ.
Рисунок 2.5 - Кривая анализа XYZ