Метод XYZ

Принцип дифференциации ассортимента в процес­се анализа XYZ иной - здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерно­сти спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равно­мерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хо­рошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможно­сти прогнозирования спроса по товарам группы Y - средние

В группу Z включают товары, спрос на которые возни­кает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализа­ции товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэф­фициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди отно­сительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем отно­сительной колеблемости:

(1)

где хi - i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n - величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в преде­лах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгорит­ма, представленного в табл. 9.

Общий алгоритм проведения анализа XYZ приводится в табл. 2.

Построение кривой XYZ осуществляется в прямоуголь­ных координатах (рис. 2.2). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариа­ции спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

Таблица 2.2 – Соотношение групп X, Y, Z

Группа Интервал
X 0 ≤ v < 10%
Y 10%≤ v <25%
Z 25%≤ v < ∞

На рис. 2.5 отражена схема построения кривой XYZ.

Рисунок 2.5 - Кривая анализа XYZ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: