Процесс принятия решения о покупке включает следующие этапы: поиск информации; оценка вариантов; решение о покупке; реакция на покупку. В поисках информации покупатель обращается к различным источникам, например, к коммерческим (реклама, выставки, презентации), средствам массовой информации, личным (друзья, коллеги по работе). Оценка вариантов осуществляется на основе свойств товара, качественных и характерных свойств, цены, марки товара.
Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
Одним из методов дифференцированного подхода к изучению требований покупателей является их типология, которая призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать покупателей по наиболее существенным признакам (социально-экономическим, демографическим). В последние годы все большее развитие получает эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения покупателей (интересы, хобби, жизненные ценности, отношение к новинкам). В результате покупатели могут быть представлены как «модники», «прагматы», «эстеты», «максималисты», «технари». Основой типологии являются выборочные обследования потребителей [1,2].
В 1992 году в России принят закон «О защите прав потребителей», который определяет право:
на выбор товара по конкурентным ценам при ограничении монопольного воздействия;
безопасность товара;
информированность о свойствах товара;
защиту от недоброкачественности товаров;
поддержку государственных и общественных органов; потребительское просвещение;
здоровую окружающую среду.
Глава 5. Товар в системе маркетинга