Понятие, предмет, метод, система, задачи уголовного права Российской Федерации

Уголовное право (УП) как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, установленных государством и определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, предусматривающих основание и принципы уголовной ответственности, цели, виды и систему наказаний, порядок их назначения, условия освобождения от уголовной ответственности и отбывания наказаний. Нормами уголовного законодательства регулируется применение и иных мер уголовно-правового воздействия при совершении общественно-опасных деяний.

Наука уголовного права – составная часть юридической науки, совокупность (система) господствующих в обществе на данном этапе (в настоящее время в период перехода к демократическому правовому государству и рыночной экономике) взглядов, идей и представлений об уголовном праве и путях и средствах борьбы с преступностью посредством уголовного законодательства (см. рис. 1).

Уголовное право как наука существенно отличается от уголовного права как отрасли права. Это отличие проявляется в задачах, стоящих перед ними, предмете и методе.

Задачами уголовного права как науки являются: изучение всей совокупности социальных, экономических явлений и их взаимосвязей с развитием уголовного права; выявление основных закономерностей, сущности и тенденций в совершенствовании уголовного законодательства; формирование общетеоретических положений, призванных способствовать глубокому усвоению и правильному применению уголовно-правовых норм.

Уголовное право как учебная дисциплина представляет собой курс, изучаемый в высших и среднеспециальных юридических учебных заведениях, представляющий собой синтез основных положений науки уголовного права и юридических норм, закрепленных в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Ее основное содержание составляет изучение действующего уголовного законодательства и практического применения основных положений науки уголовного права.

Предметом УП как отрасли права являются общественные отношения, которые возникают в связи с совершением лицом преступления и применением к нему наказания.

Предмет уголовного права составляют три группы общественных отношений:

1. Охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, и государством. Это уголовное правоотношение носит односторонний характер: преступник обязан нести ответственность за совершенное деяние, а государство имеет право его наказывать.

2. Отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от преступления. В данном случае речь идет не об уголовно-правовом регулировании общественных отношений, а о правовом воздействии на поведение людей.

3. Отношения, возникающие при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных), так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регламентируют поведение лица, являющееся социально полезным.

Предмет науки УП шире предмета УП как отрасли права. В него входят изучение и анализ не только действующего законодательства и практики его применения, но и история становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки включается также изучение уголовного законодательства зарубежных государств в сравнительном плане и для использования положительного опыта в законотворческой и правоприменительной деятельности и развития науки. Уголовное право как отрасль права регулирует общественные отношения свойственным ей методом. Наука УП роль такого регулятора или охранителя общественных отношений в связи с совершением преступлений, естественно, выполнять не может. Она занимается исследованием их содержания, разработкой рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы.Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.

Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права. Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательства представляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:

·правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);

·правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).

Методы уголовно-правовой охраны - это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.

Методы уголовно-правового регулирования - это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном праве реализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.

Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.

Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, анализ материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.

Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы)

Говоря о системе уголовного права, отметим, что оно (и как его форма – Уголовный кодекс) состоит из Общей и Особенной частей.

Содержание Общей части составляют общие положения и принципы УП. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы, основание уголовной ответственности, действие во времени и пространстве; дает определение преступления и выделяет категории преступлений; решает вопросы о вине и ее формах, о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность; перечисляет и раскрывает обстоятельства, исключающие преступность деяния; дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, а также соучастия в преступлении; называет цели наказания, устанавливая систему и раскрывая содержание каждого вида наказания; предусматривает назначение наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания. В отдельный раздел выделяется уголовная ответственность несовершеннолетних, а также иные меры уголовно-правового характера.

Особенная часть уголовного права содержит описание отдельных видов преступлений и установленных за их совершение наказаний.

Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовное право. Между Общей и Особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм Особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах Общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в Общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах Особенной части. Действие установлений Общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в Особенной части.

Уголовное право возникло и существует для того, чтобы присущими ему специфическими средствами осуществлять защиту наиболее значимых общественных отношений (важнейших интересов личности, общества и государства) от преступных посягательств. Это социальное назначение уголовного права обусловливает соответствующие его задачи: охранительную и регулятивную, а через них и одноименные уголовно-правовые функции.

Первая из указанных задач - охранительная - является основной и «традиционной» задачей уголовного права. Она заключается в том, чтобы не допустить причинение существенного вреда упомянутым важнейшим общественным отношениям, и решается эта задача путем установления запрета на совершение общественно опасных деяний (преступлений), способных причинить такой вред (метод уголовно-правового запрета) и путем оказания удерживающего воздействия на лиц, способных такой вред причинить (метод предупреждения преступлений).

Данная задача получила отражение в ч. 1 ст. 2 УК, согласно которой задачами Уголовного кодекса (и, соответственно, содержащихся в нем уголовно-правовых норм, российского уголовного права в целом) являются: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». Такая законодательная конструкция обоснованно критикуется в уголовно-правовой литературе как не вполне удачная.

Во-первых, упоминаемые в законе охрана общественных отношений и предупреждение преступлений предполагают по сути одно и то же — не допустить причинения вреда охраняемым законом отношениям, силой закона удержать от совершения преступления, предотвратить его. Охрана общественных отношений предполагает удержание от совершения преступлений, и она невозможна без их предупреждения, а предупреждение преступлений направлено на охрану общественных отношений, служит их охране. Разными словами здесь говорится об одном и том же. Уголовный закон устанавливает запрет на совершение общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и угрозой наказания за их совершение охраняет от них установленный правопорядок. Кроме того, закон содержит специальные нормы (о добровольном отказе; об обстоятельствах, исключающих преступность деяния; об освобождении от уголовной ответственности и от наказания; нормы с двойной предупредительной направленностью — ст. 223, 292, 316, 326 УК и др.), оказывающие удерживающее воздействие на сознание лиц, которые могли бы совершить преступление, и этим также способствует охране общественных отношений.

Во-вторых, вряд ли правильно рассматривать в качестве самостоятельной задачи уголовного права «обеспечение мира и безопасности человечества» уже потому, что решение такой задачи ему не под силу; мир и безопасность человечества — это скорее один из объектов уголовно-правовой охраны.

В-третьих, к недостаткам приведенной выше формулировки следует отнести и то, что упомянутые в ней задачи не вполне согласованы между собой и не скоординированы с целями и задачами конкретных уголовно-правовых институтов; а также то, что они фактически «тонут» в перечне объектов, между тем как оба этих вопроса (о задачах уголовного права и об объектах уголовно-правовой охраны) в силу их важности достойны отдельного и более четкого правового регулирования.

Наконец, к числу недостатков анализируемой нормы относится отсутствие в ней упоминания о другой задаче уголовного права — регулятивной, которая с неизбежностью вытекает из существа уголовно-правовых норм, имеющих своим назначением не только охрану важнейших позитивных общественных отношений, но и регулирование новых, специфических уголовно-правовых отношений, возникающих вследствие виновного нарушения уголовно-правового запрета либо вследствие непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.

Регулятивная задача Уголовного кодекса (и, соответственно, уголовного права) РФ с неизбежностью встает перед уголовным правом в тех (довольно многочисленных) случаях, когда и в связи с тем, что произошло нарушение уголовно-правового запрета, означающее, что совершено преступление и первая из задач — охранительная — оказалась нерешенной. Предупредительные возможности уголовно-правовых норм значительны, но все же ограничены, и предупредить совершение преступлений удается далеко не всегда.

В таких случаях между государством и совершившим преступление липом возникает специфическое уголовно-правовое отношение, сущность которого — конфликт, нуждающийся в урегулировании. Разрешение такого конфликта предполагает определение взаимно корреспондирующих прав и обязанностей его сторон: основания и пределовуголовной ответственности виновных лиц, условий и порядка применения к ним мер уголовно-правового воздействия, гарантий от необоснованного или несправедливого привлечения к ответственности и т.д. Необходимость в урегулировании возникает также в случаях непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям — при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, при добровольном отказе от преступления и в иных подобных случаях, когда возникают новые, специфические уголовно-правовые отношения, которые также нуждаются в правовом регулировании.

Таким образом, в соответствии со своим назначением нормы уголовного права охраняют естественным образом складывающиеся в обществе позитивные общественные отношения и регулируют новые общественные отношения, возникающие вследствие совершения преступления или вследствие непреступного причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Охранительная и регулятивная задачи уголовного права тесно взаимосвязаны: устанавливая в целях охраны общественных отношений запреты, уголовно-правовые нормы тем самым также регулируют поведение людей (указывая, как не следует поступать), и наоборот, регулируя общественные отношения, они тем самым одновременно и охраняют их от причинения вреда. Каждая норма является одновременно и регулятивной, и охранительной, участвуя в решении обеих задач. Поэтому точнее было бы именовать первую из указанных задач охранительно-регулятивной, а вторую — регулятивно-охранительной.

Важное значение имеют указания законодателя на пути и средства решения уголовно-правовых задач: согласно ч. 2 ст. 2 УК для их осуществления «Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».

Таким образом, уголовный закон не только формулирует стоящие перед уголовным правом задачи, но и определяет: а) перечень объектов уголовно-правовой охраны; б) «армию неприятеля» — признаки деяний, признаваемых преступлениями, и их исчерпывающий перечень; в) основание и принципы уголовной ответственности; г) средства борьбы с указанным «неприятелем» — виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Регулирование последнего вопроса имеет ключевое значение для определения форм уголовно-правового реагирования на нарушение уголовного закона. Однако если наказание регламентировано действующим УК достаточно полно и обстоятельно (см. гл. 9 и 10 УК), то что такое «иные меры уголовно-правового характера» остается неясным до сих пор. Законодатель, к сожалению, не довел регламентацию данного уголовно-правового института до логического завершения, се следует признать непоследовательной, противоречивой и неполной.

Несколько иначе формулируются задачи уголовного права как науки и как учебной дисциплины. Задачами отечественной науки уголовного права являются: исследование обоснованности и эффективности уголовно-правовых норм и правоприменительной практики, разработка научных рекомендаций по их совершенствованию; изучение исторического опыта российского государства в сфере противодействия преступности и положительного опыта нормотворчсской и правоприменительной деятельности других государств, подготовка рекомендаций по его внедрению в отечественную законотворческую и правоприменительную практику; прогнозирование путей развития отечественного уголовного права, разработка концептуальных основ уголовного законодательства правового демократического государства.

Задачи учебной дисциплины «Уголовное право» — изучение студентами-юристами предусмотренных требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствующей учебной программой учебных и научных материалов с целью усвоения ими совокупности знаний, необходимых и достаточных для присвоения соответствующей профессиональной квалификации.

Социальное назначение уголовного нрава и стоящие перед ним задачи определяют основные направления (функции) и формы реа,1изации задач, характер необходимых для этого средств и иных ресурсов и оказывают определяющее влияние на предмет и методы уголовного права.

Задачи, стоящие перед наукой уголовного права:

1) проведение комплексных и системных исследований действующего уголовного законодательства на предмет определения социальной обусловленности и эффективности его норм;

2) разработка предложений о совершенствовании уголовного законодательства в целом и отдельных институтов, уголовно-правовых норм на базе анализа и обобщения их применения, внесение на этой же основе предложений о декриминализации или криминализации тех или иных социальных явлений, участие в работе официальных структур по разработке уголовных законов, рекомендации по их совершенствованию и применению;

3) изучение и использование уголовного законодательства зарубежных государств и практики его применения при совершенствовании российского уголовного законодательства, и прежде всего в области новых в нашем законодательстве норм, направленных на защиту прав человека, рыночной экономики, потребителя, мира и безопасности человечества, а также научное прогнозирование и обоснование путей развития уголовного права, разработка концепции уголовного законодательства, в полной мере отвечающей принципам, задачам и сущности демократического правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: