Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки:
1. Наказание – это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в действующем законе, состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление.
Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст. 44 УК РФ. Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений, причем штраф связан с наименьшим объемом кары, а смертная казнь – с наибольшим. Действующий УЗ предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. «н» ст. 44 УК РФ).
2. Наказание назначается только судом. Иные государственные органы таким правом не обладают. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно же ч. 1. ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. В ч. 1 ст. 43 УК РФ законодатель закрепил положение, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Этим подтверждаются конституционные начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ.
3. Наказание назначается от имени государства, т.е. наказание носит публичный характер. Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами.
При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.
4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда в соответствии со ст. 49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (согласно ст. 14 УК РФ), а принцип ответственности за вину в действующем Кодексе стал одним из его принципов (согласно ст. 5 УК РФ).
Без вины невозможно назначение наказания, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.
5. Карательная сущность наказаниясостоит в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например, права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности, лишение воинского звания.
6. Наказание обязательно влечетпоследствие общеправового и уголовно-правового характера – судимость. Действующий УК РФ не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о наличии этого признака.
Государство, карая виновного за совершение преступного деяния, преследует определенные цели. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Уголовный закон определяет цели применения наказания, но не гарантирует их безусловное достижение.
В новом уголовном законодательстве законодатель не включил цель перевоспитания осужденного. Это вызвано рядом обстоятельств. Сложно представить, чтобы человек, лишенный нормального общества, изменился бы в лучшую сторону. Но вместе с тем ограничения и лишения, которые испытывает осужденный, назначаются на определенное время. При этом своим примерным поведением осужденный может сократить срок наказания. Таким образом, в определенных случаях цель перевоспитания все же достигается.
Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые закреплено законодательно и определяет, что каждое лицо, совершившее преступление, должно быть наказано. При этом чем выше тяжесть содеянного, тем суровее наказание применяется к виновному. Иными словами, назначенное наказание должно быть соразмерным с тяжестью содеянного.
Наказание служит восстановлению нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод потерпевшего, т.е. в конечном счете восстановлению справедливости. Характер «восстановительных» уголовно-правовых санкций тесно связан со спецификой нарушенных преступлением прав и свобод. Чисто восстановительный характер носят имущественные санкции (штраф, конфискация имущества). Но не всякий причиненный ущерб может быть возмещен. Никакое наказание не может возместить ущерба здоровью, утраченному в результате преступления.
Однако это вовсе не означает, что при наказании за такое преступление цель восстановления справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в этом случае достигается путем ограничения прав и свобод виновного, например, лишения его свободы на продолжительное время. Таким образом, карательное содержание наказания является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости и в этом случае.
Однако восстановление социальной справедливости не отождествляется только с целью кары по отношению к преступнику и применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральное и физическое страдания.
Второй целью наказания является исправление осужденного, то есть превращение его в законопослушного гражданина. Исходя из общих принципов назначения наказания, суды должны назначать справедливое наказание с учетом личности виновного, чтобы оно могло достичь поставленной цели – исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Цель исправления осужденных при назначении и отбытии уголовного наказания заключается в том, чтобы нейтрализовать у них антиобщественные взгляды и привычки, под влиянием которых было совершено преступление, изменить их психологию и выработать в сознании виновных необходимость честно трудиться, точно исполнять и соблюдать законы и уважать правила общежития.
Под исправлением осужденного понимается изменение его привычек и взглядов в такой степени, чтобы он больше не встал на путь совершения новых преступлений. На данном этапе осужденный должен прийти к выводу об антиобщественной направленности своего поведения и стремится приобрести правильное представление о правилах общежития. Средства для достижения цели исправления осужденного весьма разнообразны, но основные из них – это режим отбывания наказания, общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных.
Цель наказания заключается и в предупреждении совершения новых преступлений. Реальная задача наказания – убедить и заставить осужденного, хотя бы под страхом наказания, не совершать в будущем преступлений. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны лица, к которому применено наказание, в теории УП получило название специальной превенции.
Она достигается путем создания для осужденных таких условий, которые исключали бы возможность совершения ими нового преступления. В отличие от цели специального предупреждения цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений иными лицами. В теории УП эта цель известна как общая превенция.
Общая превенция достигается удержанием граждан от совершения преступлений путем устрашения. Угроза переживания тягот и лишений, содержащихся в наказании, удерживает значительную часть лиц, которые в условиях безнаказанности могут совершать преступления. Основным рычагом в механизме общего предупреждения является страх перед наказанием, нежелание лишиться определенных благ, на ограничение которых и направлено наказание.
Эффективность общего предупреждения зачастую связывается с суровостью наказания. Однако чрезмерное повышение суровости наказания неминуемо ведет к уменьшению силы его воздействия. Уровень карательного воздействия того или иного вида наказания с точки зрения достижения оптимального результата носит объективный характер. Нарушение этого уровня может принести только вред борьбе с преступностью.
Для общепредупредительного воздействия имеет значение не только угроза наказания, вытекающая из уголовного законодательства, но и реальное применение наказаний к преступникам. Другие граждане могут воздерживаться от совершения преступлений именно в силу сознания реальности применения наказаний.
Всем известно, что наказание является средством борьбы с преступностью, но это не главное средство. Наказание вторично по отношению к преступлению, преступности и их причинам. В борьбе с преступностью основное значение приобретают экономические, политические меры, осуществляемые государством. И тем не менее, наказание является не только важным, но и необходимым средством борьбы с преступностью, а из уголовно-правовых средств – наиболее важным. Именно наказание прерывает преступную деятельность лиц, совершивших преступление.
Цели наказания могут быть достигнуты в органическом единстве его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только в этом случае появляется возможность достижения поставленных при назначении уголовного наказания целей.
Под системой наказаний понимается установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке. Установление в законе видов наказаний с указанием их размеров и порядка применения имеет большое значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным.
Уголовное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень наказаний, которые может назначить суд за совершенное виновным преступление. Уголовный кодекс РФ также регламентирует порядок и условия назначения того или иного вида наказания, его точные минимальные и максимальные пределы. Все это является твердой гарантией соблюдения законности в деле осуществления правосудия.
Статья 44 УК РФ предусматривает следующие 12 видов наказания:
– штраф;
– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
– лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
– исправительные работы;
– ограничение по военной службе;
– арест;
– содержание в дисциплинарной воинской части;
– лишение свободы на определенный срок;
– пожизненное лишение свободы;
– смертная казнь.
Все виды наказаний, входящие в систему, классифицируются на основные (см. рис. 10), дополнительные и те, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных.
Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно и присоединяются к основному наказанию. Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основному. К ним относится лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Остальные виды наказаний, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.
По характеру карательных элементов наказания могут дополнительно подразделяться на:
1) наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы;
2) наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы;
3) смертная казнь.