Спрос и его изменение. Закон спроса.
Спрос- потребность на которую есть деньги. Но и спрос, и потребность количественно трудно выразить. Чтобы понять, как функционируют рынки необходимо оперировать более точными определителями. Первый из них - объем величина спроса.
Объем спроса (QD)это количество товаров и услуг, которые одно лицо или группа лиц в состоянии купить в единицу времени при данных условиях. Важнейшим фактором, определяющим объем спроса, является цена (P). Зависимость QD от P называется функцией спроса . Её можно представить графически кривой спроса. (рис. 2.1)
P
D1
D
D2
QD
Рис.2.1.
Закон спроса: если цена повышается, то при прочих равных условиях объем величина спроса уменьшается, и наоборот.
Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода: снижение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем раньше, не отказывая в приобретении других товаров.
|
|
Эффект замещения: при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять более дорогие продукты более дешевыми.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникают способность и желание покупать больше продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Помимо цены на QD действуют и неценовые факторы:
а) средний доход потребителя;
б) наличие на рынке товаров заменителей и их цены;
в) вкусы и предпочтения покупателей;
г) накопленное имущество;
д) ожидания покупателями оптимальных цен и доходов.
Под воздействием этих факторов QD увеличивается или уменьшается, что на графике отображается сдвигом кривой D соответственно в положение D1 или D2.