Рыночная ситуация, при которой на рынке действует только один продавец какого-либо товара или услуг, называется чистой монополией.
Монополист функционирует на рынке один, поэтому кривая спроса для фирмы идентична кривой спроса для всего рынка. На (рис.2.14) показано, что в верхней части кривой спроса количество продукции, которую может продать монополист, увеличивается по мере того, как цена падает. Это происходит благодаря тому, что спрос в этой части кривой эластичен. Но дальнейшее продвижение по кривой вниз, где спрос становиться неэластичным, не приводит к увеличению продажи по мере падения цены.
Монополист ведет себя не так, как фирма конкурент, он не подстраивается к цене, а выбирает комбинацию «цена – количество», т.е. ищет доходную цену. Поэтому фирму монополиста иногда называют «искателем цен». Рассмотрим поведение фирмы, которая является простой монополией: Это значит, что в каждый конкретный момент времени она продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.
Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса интуитивно, методом проб и ошибок.
В зависимости от графика спроса находится валовой доход фирмы (рис.2.15).
Разная эластичность спроса объясняет эффект «холма дохода». Кривая валового дохода идет вверх, пока спрос эластичен, а затем, когда спрос становиться неэластичным, поворачивает вниз, поскольку величина валового дохода равняется произведению цены на объем проданной продукции.

Предельный доход, определяемый как дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара, у монополиста всегда остается ниже цены (рис.2.16). Это объясняется тем, что монополия должна понизить цену, чтобы повысить продажу, поэтому предельный доход становиться меньше цены для каждого уровня продажи.
P






