Стабилизационная политика в фазе подъема

В фазе подъема, и, особенно "бума", во избежание дальнейшего перегрева экономики, государство проводит политику сдерживания, которая включает противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетную политику этого периода можно охарактеризовать повышением налоговых ставок, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Сторонники кейнсианского направления ориентируются именно на налогово-бюджетную политику. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что выражается сдвигом кривой АD вниз, в положение AD1 (см. рис.З.4) Снижение спроса приводит к ликвидации инфляционного разрыва и возвращению экономики к уровню потенциального выпуска Y*.

Рис.3.4.

В сфере кредитно-денежного регулирования проводится политика "дорогих денег", т. е., прямо противоположные меры: повышение ставок процента по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. В этом случае следует также предвидеть отрицательные последствия, так как в долгосрочном плане проведение политики "дорогих денег" через сокращение инвестиций и, соответственно, производства может привести к росту безработицы.

Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор "контрдействий" по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов. Можно отобразить вышесказанное на графике (рис. 3.5.), который К. Эклунд приводит в своей книге "Эффективная экономика".

Он предложил рассматривать данный график с точки зрения кейнсианской теории: в период спада правительство стремится снизить безработицу с помощью увеличения государственных расходов и снижения налогов, а в период подъема смягчить инфляцию путем снижения расходов и повышения налогов. Однако этот график характеризует также и мероприятия сторонников консерватизма: несмотря на то, что меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, сама система, т. е., направление государственного воздействия, остается прежним.

ВРЕМЯ

Рис.3.5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: