По числу привлекаемых экспертов различают индивидуальную и групповую экспертизу. Традиционные формы групповой экспертизы: организация групп, комитетов, комиссий и т.п.
Индивидуальная экспертиза дешева, но субъективное мнение эксперта ничем не выравнивается. В групповой экспертизе результат может определяться не общим мнением, а мнением авторитета или более активных экспертов. Современные методы проведения экспертизы включают:
· анонимность представления ответов экспертов;
· итеративный характер процедуры опроса экспертов, при наличии канала управляемой обратной связи, повышающей согласованность групповых оценок;
· применение специальных математических методов обработки и анализа ответов экспертов.
Заранее составляются списки потенциальных экспертов, которые могут включать до тысячи человек. Для каждой специфической задачи из этих списков выбирают группу наиболее квалифицированных экспертов.
Экспертиза проводится в несколько этапов по следующей схеме:
|
|
Постановка задачи |
Подбор экспертов |
Составление анкет-вопросников |
Опрос экспертов |
Обработка и анализ результатов |
Обратная связь |
В зависимости от свободы, предоставляемой экспертам при выборе варианта ответа, вопросы делятся на открытые, закрытые и веерные.
Открытые – ответ можно давать в любой произвольной форме.
Закрытые – ответ да – нет.
Веерные – дается набор вариантов ответа, один из которых выбирает эксперт.
На практике, либо сами эксперты составляют вопросы и затем приходят насчет их к единому мнению, либо их составляет организатор экспертизы.
Опрос экспертов может производиться либо заочно, либо в присутствии организаторов экспертизы. В последнем случае можно повлиять на оценку эксперта. Заочный метод дешевле, нет постороннего влияния, но есть возможность неправильно понять вопрос.
Обратная связь организуется двумя путями:
1. результаты экспертизы анонимно доводятся до всех экспертов, а затем они снова дают ответы с учетом полученной информации;
2. метод Дельфи – после обработки результатов экспертизы выделяют наиболее оригинальных экспертов и просят их аргументировать решение, а затем снова рассылаются вопросы с этими обоснованиями.
Так повторяется несколько раз, пока оценки не сблизятся или не прекратят изменяться. Обычно достаточно 2 – 4 тура.