Сервисная деятельность как процесс и его связь с экономической конъюнктурой

Сервисная деятельность, как и любая другая разновидность человеческой активности, происходит во времени, имеет длитель­ность, выступая, таким образом, развертывающимися процессами с ярко выраженными адаптационными, т.е. приспособительными, функциями. Данные процессы имеют множество сторон и аспек­тов, многие из которых заметно влияют на производство и по­требление услуг, а также на эффективность бизнеса в сервисной сфере. Важность многих процессуально-временных аспектов выс­тупает столь очевидным фактором, что они тщательно анализиру­ются и учитываются каждым предпринимателем, работающим в сфере услуг. Вместе с тем есть и неочевидные, порой скрытые сто­роны в процессуальных особенностях сервисной деятельности, которые требуют глубокого анализа.

Учет динамико-временных аспектов, прежде всего, важен для самих предпринимателей, а также для всей корпоративной среды сервисного бизнеса. С позиций своих интересов подходят к осмыс­лению этих сторон обслуживания многие потребители, которые дорожат своими интересами, а также временем, затраченным на обслуживание. Наконец, только с учетом временных параметров возможно корректное регулирование сервисной деятельности со стороны властно-правовых органов.

В разделе I были раскрыты эволюционно-исторические аспекты сервисной деятельности как экономического и социального типа активности, которые характерны для любой хозяйственной систе­мы. Таким образом, выше рассмотрены процессуально-временные особенности развития услуг и сервиса, наиболее масштабные по своей протяженности, существующие в течение столетий и тыся­челетий.

В данном разделе сервисная деятельность рассматривается в рамках оперативной социально-экономической практики. Здесь сер­висные процессы могут разворачиваться во временных периодах от нескольких десятилетий, лет до нескольких месяцев, дней и даже часов, минут. Предметом анализа выступают характеристики сервиса, связанные с деятельностью конкретных работников, а также коллективов фирм, корпоративных объединений и отрасле­вых структур.

В этой связи сервисная деятельность должна быть рассмотрена, прежде всего, в рамках общеэкономической динамики. Взятая в целом, хозяйственная практика каждой страны, выступая частью мировой экономической практики, представляет собой целый поток непрерывных качественных и количественных изменений. Направ­ленность, степень изменения рынка товаров и услуг, сложившие­ся на данный период времени и отличающиеся от предыдущего периода, выступают экономической конъюнктурой.

Конъюнктуры хозяйственной жизни разных периодов в тече­ние даже одного года могут заметно отличаться друг от друга. Зару­бежные и отечественные исследователи XIX - начала XX в. (К. Маркс, А. Маршалл, У. Митчел, В. Паретто, Й. Шумпетер, М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, Н. Д. Кондратьев и др.), изучая экономическую динамику и характеристики экономичес­кой конъюнктуры, сформулировали идеи о неравнозначности про­исходящих в хозяйственной практике изменений.

В настоящее время различают изменения иррегулярные, возни­кающие под влиянием случайных, непредсказуемых событий, и регулярные, предсказуемые, которые в свою очередь можно под­разделить на две разновидности: эволюционные (необратимые), которые при отсутствии резких посторонних воздействий всегда протекают в определенном, линейном направлении, и волнооб­разно-циклические (повторимые, обратимые), которые периоди­чески меняют свое направление, рано или поздно возвращаясь к исходному состоянию.

Отечественный исследователь 20-30-х годов XX в. Н. Д. Кондра­тьев, обобщив многочисленные исследования зарубежных авто­ров, сформулировал представления о регулярных циклах мировой конъюнктуры. Каждый цикл состоит из подъема (повышательная фаза), кризиса (понижательная фаза) и депрессии (фаза застоя или углубляющегося кризиса) целостных экономических процес­сов. Было установлено, что имеются малые циклы (захватывающие в среднем 4-11 лет) и большие циклы (от 40 до 70 лет). Добавим к этому, что особой разновидностью регулярных циклов конъюнк­туры являются сезонные циклы, которые разворачиваются ежегод­но и особенно значимы в некоторых сферах экономической прак­тики.

Все указанные особенности мировой динамики серьезно ска­зываются на состоянии сферы услуг. Любое направление и разно­видность сервиса испытывают на себе общеэкономические флук­туации, хотя это и происходит в преломленной форме, в соответ­ствии со спецификой и характером сервисной активности. Особенно важным является знание общеэкономических регулярных измене­ний. Именно на основе такого знания возможно предвидение, ко­торое в свою очередь позволяет выработать прогнозы конъюнктуры в том или ином сегменте сервисной деятельности.

Вместе с тем прогнозирование экономической конъюнктуры продолжает оставаться крайне сложной проблемой. Ее решение затруднено в наши дни по многим причинам. Так, во многих слу­чаях для всех участников экономических отношений не представ­ляет трудности оценить складывающуюся ситуацию, идет ли речь о подъеме, спаде или кризисном состоянии экономической конъ­юнктуры. Но нередко наступают периоды, когда процессы и тренды (крупные тенденции) экономической конъюнктуры приобрета­ют столь неочевидный и противоречивый характер, что поставить диагноз или сделать прогноз оказывается невозможно. Особенно большой степенью неопределенности наделены периоды накану­не и во время крупных общественно-экономических кризисов.

Вместе с тем успешный прогноз экономической конъюнктуры повышает вероятность выработки эффективных стратегий и перс­пективных планов развития как сферы услуг в целом, так и разных ее направлений, конкретных фирм. Поэтому, несмотря на имею­щиеся сложности, прогнозирование конъюнктуры широко исполь­зуется во всех сферах сервисного бизнеса, в разных направлениях менеджмента и маркетинга.

Объектами анализа при этом выступают системные характери­стики отраслевой практики услуг, смежных видов деятельности, трансформация которых осуществляется в пределах от нескольких лет до нескольких десятилетий. Речь идет о ряде характеристик деятельности сервисного производства, которые отображаются следующими показателями:

♦ оценка изменений капитальных затрат, а также затрат на техническое, программное обеспечение того или иного направле­ния сервисной деятельности;

♦ данные о важнейших потоках материально-ресурсного, тех­нического, финансового, товарного плана в сфере услуг;

♦ уровень спроса и предложения; характер конкуренции на рынке услуг;

♦ объемы продаж по разным видам услуг и сервисных продук­тов; инновации и перспективы замены прежних ключевых направ­лений и форм обслуживания;

♦ подготовка и переподготовка кадров и др.

На первый взгляд, легче учитывать те изменения сервисной деятельности, которые связаны с сезонностью. Однако и здесь не­обходим учет общеэкономических закономерностей, а также от­раслевых, региональных и ситуационных трендов хозяйственного развития.

Российская экономическая конъюнктура, которая определяла развитие сервисной деятельности последние 10-15 лет, была на­делена одной из наиболее высоких степеней кризисности и нео­пределенности. Этим она отличалась от конъюнктуры развитых стран, переживающих оживление. Что касается конъюнктуры раз­вивающихся стран, то за этот период для нее были характерны как подъемы, так и спады.

В настоящее время наша хозяйственная практика демонстриру­ет некоторую стабилизацию своего состояния, но фаза подъема в отчетливых формах ей пока не свойственна. Российские органы государственной и региональной статистики отлаживают монито­ринг разных направлений экономического развития по новым по­казателям. Этим в немалой степени объясняется то, что пока ста­тистическая информация не в состоянии дать полной и достовер­ной картины происходящего в важнейших сферах экономики и социальной практики*.

Следует признать, что в конце 90-х годов XX столетия наибо­лее серьезными экономическими факторами, ухудшающими по­казатели сервисной деятельности в нашей стране, являлись следу­ющие:

♦ распад экономических связей между внутренними региона­ми страны и бывшими частями СССР;

♦ падение объемов промышленного производства;

♦ резкое снижение доходов и уровня жизни населения;

♦ несбалансированная оплата труда в разных сферах экономи­ки и общественной практики;

* См.: Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М.: Гос­комстат России, 2000; Тавокин Е. П. Социальная статистика. М., 2001.

♦ диспаритет цен на разные виды ресурсов, промышленной
продукции и услуг.

Общая экономическая и социальная нестабильность в стране способствовала тому, что наша сфера сервиса пережила несколько этапов хаотизации. Вместе с тем следует учитывать, что кризисная ситуация одновременно стимулирует участников рынка интенсив­но искать и находить выходы из нее, заставляет вырабатывать не­тривиальные решения. Субъекты сервисной активности одни из первых в российской экономической практике стали проявлять рыночную инициативу, преодолевая разбалансированность отно­шений между производителями и потребителями. Сфера услуг ста­ла одной из первых отраслей, которая смогла проявить рост объе­мов производства целого ряда своих направлений и сегментов. В этом факте ярко проявляется адаптивно-динамическая сущность сер­висной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: