Миссия и цель менеджмента

§ 1.3.1. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Миссия (предназначение) организации — объединяющая и направляющая деятель­ность работников:

• представляет базис, точку опоры для всех плановых решений организации, определения ее целей и задач;

• создаёт уверенность, что организация преследует ясные цели;

• помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

• создаёт понимание и поддержку среди внешних контрагентов организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Не всегда можно сформулировать, к какой области бизнеса или некоммерческой деятельности относится организация. В наиболее общем виде предназначение организации описывает:

• предлагаемые продукты или услуги;

• место и роль в системе рыночных отношений;

• этап жизненного цикла организации;

• технологию производства и менеджмента (процессы, инновации);

• философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

• внутреннюю концепцию (от источников силы до факторов выживания);

• внешний образ, имидж (перед партнёрами, потребителями, обществом).

Осуществляя свою миссию (предназначение), менеджмент добивается достижения определённых целей с учётом стадии жизненного цикла продукции, самой организации, которая выпускает определённую продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.

Организация создаётся и действует для осуществления миссии, достижения общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов. Органи­зация может иметь не одну, а несколько общих целей. Члены организации и группы имеют собственные различные цели. Однако организация существует до тех пор, пока у неё существует хотя бы одна из целей, которая объединяет людей. Фрагмент дерева целей менеджмента представлен на рис. 1.6.


 

СИНТЕЗ

Рис. 1.6. Модель дерева целей организации

АНАЛИЗ

Миссия формулируется в общих чертах и отражает основное направление действия, придаёт организации определённость и индивидуальность. Организация с ясным представлением о цели своего существования более успешна, чем та, которая её не имеет. Миссия имеет большое значение для деловой среды, определяя имидж организации, привлекая потребителей, партнёров, акционеров, информируя о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности. Миссия является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет её организационную структуру. Она оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как сотрудники организации должны разделять миссию, осознавать и вносить вклад в её достижение, а также разделять ценности и принципы.

На уровне организации, и особенно крупной, миссия может быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, чётко и, как правило, отражает конкретную сферу деятельности и производимый продукт. Определяя миссию, менеджмент официально форму­лирует смысл существования организации и доводит его до каждого сотрудника в доступной и понятной форме.

Миссия находит отражение как в средствах массовой информации, так и в бизнес-плане, годовом отчёте и других документах. В широком смысле мис­сия — философия, видение и смысл существования организации. Такой подход к формированию миссии характерен для организаций с длительным жизненным циклом и определяет ценности, принципы, в соответствии с которыми организация существовала и намеревается существовать. Ясно, что организация, не меняя основ­ное содержание миссии, будет менять формы её реализации. Практическая миссия (в узком смысле) — это сформулированная цель деятельности конкретной организации, в которой проявляется её уникальность, главные отличия от подобных организаций. Миссия также должна отражать сложившийся имидж организации. Миссия организации отражает интересы и потребности среды организации: внутренней и внешней. Основными заинтересованными группами являются:

• собственник, заинтересованный в добавочной стоимости;

• сотрудники, заинтересованные в высокой заработной плате;

• покупатели, заинтересованные в получении товара на определённых условиях;

• органы, следящие за соблюдением правовых норм;

• поставщики, заинтересованные в устойчивых и эффективных связях;

• местные сообщества, заинтересованные в содействии достижению собственных целей;"

• общество, заинтересованное в эффективной работе организации, открытии
новых рабочих мест, увеличении налоговых отчислений и др.

Миссия должна отражать интересы перечисленных групп, учитывая, что эти интересы могут быть весьма противоречивы. В первую очередь миссия учитывает интересы собственника/собственников, сотрудников и покупателей. Миссию можно рассматривать как основополагающие правила или принципы, в соответствии с которыми компания ведёт бизнес или некоммерческую деятельность. Миссия является «краеугольным камнем», помогающим менеджерам принимать решения или осуществлять выбор. Формулировка задач миссии должна быть лаконичной, сжатой, чёткой и отражать провозглашённые намерения организации, она не должна превращаться в красивый набор слов, вроде «священного долга», «во имя и на благо наших сотрудников, клиентов, общества» и др. Чтобы стать полезной, миссия должна быть:

• ясной и понятной;

• вызывающей доверие;

• технологичной, количественно определённой по времени.

Такая миссия или видение перспектив вдохновляет и побуждает персонал к действию и положительно воспринимается деловой средой. Хорошо сформулированная миссия обычно отражает:

• историю организации, ее главную цель, ценности, приоритеты;

• определение основной сферы деятельности по удовлетворению конкретных потребностей покупателей в избранных сегментах рынка;

• приоритеты завоевания сегментов рынка и каким методам будут отдаваться предпочтения для продвижения продукции, в чем сила организации, ее от­личительные возможности, необходимые для выживания;

е отношение организации к расширению и финансированию, инновации, экологии, технологиям процесса менеджмента и производства и т. д.

Однако, чтобы руководству компании самому ответить на эти вопросы, необходимо провести трудоёмкие исследования, анализ и получить компетентные консультации с учётом этапа жизненного цикла, на котором находится организация. Основными становятся вопросы: «Кто мы есть?», «Что мы делаем?» и «Куда движемся?» Ответ на последний вопрос отражает стратегическое видение организации.

Большинство российских руководителей не уделяет внимания выбору и формулировке миссии своей организации, считая это ненужным или не понимая значения миссии. Многие организации, благополучно пережившие финансовый кризис 1998 г., имели чёткую миссию, стратегическое видение и временно перешли с этапа получения прибыли на этап выживаемости. Новый цикл общемирового кризиса углубляет значение миссии в антикризисном менеджменте. Хотя нельзя не отметить, что хорошо разработанная миссия организации является существенным, но не достаточным элементом эффективного управления.

Многие руководители сами создают неправильное понимание реального поло­жения организации. Более того, менеджеры считают себя отлично сработавшейся командой, и прошлые успехи, если таковые были, мешают им критически взгля­нуть на существующее положение. Причиной инертности может быть и недоста­точное понимание командой основного источника благополучия, конкурентного преимущества компании. Для «встряски» таких команд часто необходима близкая к кризисной или даже кризисная ситуация. Правильно сформулированная мис­сия даёт внешней среде информацию о деятельности, имидже, внутренней среде, способствует единению сотрудников и созданию корпоративного духа, делая ме­неджмент эффективнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: